ПРАВО.ru

Ставропольский краевой суд


Ставропольский краевой суд

Ставропольский краевой суд

Руководство

Председатель суда Боков Константин Иванович
Заместитель председателя суда Темрезов Теймураз Бориспиевич
Заместитель председателя суда Хрипунов Михаил Иванович
Заместитель председателя суда Хомутов Владимир Михайлович

Контакты

Адрес 355002, г. Ставрополь, ул. Лермонтова,183,
Телефон (8652) 23-29-00, 23-29-32 (ф.)
Сайт http://kraevoy.stv.sudrf.ru

История

В 1777 году князь Григорий Потёмкин, занимавший тогда пост наместника Астраханского, Новороссийского и Азовского, представил Екатерине II доклад «Об учреждении линии от Моздока до Азова». В 1802 году была создана Кавказская губерния, в состав которой вошли пять уездов: Кизлярский, Моздокский, Георгиевский, Александровский и Ставропольский. Здесь были созданы те же административные и судебные учреждения, какие существовали во внутренних губерниях Российской империи второй половины XVIII века. Вводилась система судебных органов, в которую входили палата уголовного суда, палата гражданского суда и верхний земский суд. Палата уголовного суда ведала не только уголовными делами, но и должностными преступлениями, а также выполняла функцию суда второй инстанции: нижестоящий суд, рассмотрев дело, передавал его в обязательном порядке на решение палаты, которая, изучив дело с точки зрения законности и обоснованности, выносила свой приговор. Палата гражданского суда являлась местным органом сразу двух коллегий: по гражданским и земельным спорам, а верхний земский суд выступал как сословный дворянский орган и суд второй инстанции. 

Указом от 24 июля 1822 г. Кавказская губерния была переименована в область с центром в г. Ставрополе; производство большинства категорий дел стало возлагаться на уездные суды. Гражданские споры залинейных народов, находящихся под военным управлением, рассматривались внутри обществ на основании норм обычного права, но под наблюдением особо назначенных чиновников; уголовные преступления были подведомственны военному суду.

6 февраля 1827 года было принято «Учреждение для управления Кавказской областью», положившее начало как конструированию северокавказского региона в составе Российской империи, так и построению новой довольно эффективной системы судебной власти. Управление Кавказской областью, которая учреждалась в пределах бывшей Кавказской губернии, носило 4-х уровневую структуру: 1) Главное управление на Кавказе с центром в Тифлисе; 2) Областное управление с центром в Ставрополе; 3) Окружное управление с центрами в городах: Ставрополь, Георгиевск, Моздок и Кизляр; 4) Волостное управление.

Окружные суды состояли из судьи, двух заседателей из чиновников, а также из заседателей других состояний (т.е. сословий), которые присутствовали лишь на рассмотрении дел с участием представителя соответствующего сословия. Канцелярия суда включала должности секретаря, протоколиста, одновременно бывшего «производителем дел» по делам опеки и попечительства, надсмотрщика крепостных дел и двух переводчиков – для письменных и для устных переводов. В делах с участием лиц духовного звания, купечества или мещанства, в суде могли присутствовать депутаты, защищавшие интересы своего сословия. К «предметам» окружного суда относились все уголовные и гражданские дела, за исключением должностных преступлений, которые изучались в областном суде. Кроме того, в округах разбирались гражданские тяжбы казаков и других «людей военного ведомства»; уголовные же преступления военных были подсудны исключительно военному суду. Дела по вопросам опеки и попечительства также изучались в окружном суде с привлечением к рассмотрению местного предводителя дворянства.

В отличие от судов вышестоящих инстанций, земские суды лишь номинально считались органами правосудия, совмещая в своей работе функции исполнения судебных приговоров, обязанности по наблюдению за общественным порядком, а также некоторые хозяйственные полномочия. В состав суда входили исправник в качестве председателя, некоторое «положенное в штате» (т.е. определявшееся в каждом конкретном случае в зависимости от «пространства и населения» земства) количество заседателей, а также переводчики.

В Кавказском линейном войске структурирование судебной системы было аналогично управлению войском. Полковые и станичные правления представляли собой первую ступень судебной власти. Следующей инстанцией были временные военно-судные комиссии, которые не являлись постоянно действующими судебными органами, а создавались по мере необходимости для осуществления военного правосудия над казаками. Надзор за деятельностью этих органов осуществлялся бригадными командирами.

Кавказский областной суд получил название Ставропольской Палаты уголовного и гражданского суда, при этом, однако, как состав, так и предметы ведения учреждения были оставлены в прежнем виде. Однако с 1848 года предметы ее ведения были расширены. На основании ст. 2228 Общего губернского учреждения Ставропольская палата уполномочивалась на рассмотрение дел о совершении «разного рода крепостных актов», т.е. различных тяжб и конфликтов, связанных с отношениями крестьян и их владельцев. Для ведения данной категории дел в палату суда определялись надсмотрщик и писцы. Судебные органы рассматриваемого периода продолжали находиться под надзором административных органов. Гражданские губернаторы, которым с 1847 года было возвращено право апелляционного рассмотрения и уголовных дел, контролировали их деятельность, рассматривая в качестве апелляционной инстанции дела, находившиеся в производстве в губернии.

С 20 ноября 1863 г. в регионе было введено упрощенное судопроизводство.

Судебная реформа 1864 года в Ставропольской губернии, в отличие от других окраинных регионов страны, была проведена в сравнительно короткие сроки. Уже в 1866 г. издается Циркуляр Кавказского Комитета «О применении к Кавказскому и Закавказскому краю изданных 11 октября 1865 г. правил судопроизводства и делопроизводства в нынешних судебных местах». Указ от 25 ноября 1866 года об упразднении городовых магистратов и ратушей и Указ от 9 декабря 1867 года «О введении судебных уставов 20 ноября 1864 г. в действие в Ставропольской губернии» положили начало реформированию судебной системы Ставропольской губернии. Общими судебными установлениями, в соответствии с требованиями нового законодательства, становились Ставропольский окружной суд и Тифлисская судебная палата, являющаяся высшей инстанцией для нескольких окружных судов. Ставропольская Палата уголовного и гражданского суда, а также Ставропольский и Пятигорский уездные суды упразднялись. Все распоряжения по введению в действие Судебных Уставов в Ставропольской губернии возлагались на Главное управление Кавказского Наместника.

Введение в действие Судебных Уставов в Ставропольской губернии потребовало серьезной перестройки структуры судебной системы губернии, комплектования необходимого кадрового состава, подбора помещений, других организационных мер. Одной из таких организационных мер стало комплектование штата будущего Ставропольского окружного суда, которым занимался председатель Ставропольской Палаты уголовного и гражданского суда, а в дальнейшем первый председатель Ставропольского окружного суда М.П. Штукин.

С 1870 года при каждом окружном суде назначались судебные следователи для производства дознания по важнейшим делам. Результатом стало утвержденное в 1871 году на Общем собрании Ставропольского окружного суда постановление «Об усилении следственной части в г. Ставрополе» и дальнейшем назначении судебного следователя Болдырева следователем для производства дознания по важнейшим делам. С 1 ноября 1875 года следователи по особо важным делам получили постоянный статус, а впоследствии они были включены в состав судебных палат, выйдя из структуры окружных судов.

С 1912 г. в Ставропольской губернии производство предварительных расследований было возложено на местные судебные установления, с 1916 г. – на мировых судей. Одной из новаций судебной реформы 1864 г. стало введение механизма исполнения судебных решений, которое стало возлагаться на судебных приставов, назначаемых председателями окружных судов или судебных палат. Указом от 9 декабря 1867 г. «О введении судебных уставов 20 ноября 1864 г. в действие в Ставропольской губернии» в штат Ставропольского окружного суда были введены четыре должности судебных приставов. Комплектование штата началось с февраля 1868 г.

С 1914 года деятельность суда присяжных в губернии была затруднена в связи с начавшейся первой мировой войной. В 1918 году суд присяжных в губернии был упразднен вместе с другими судебными органами.

В первоначальный период советской власти в Ставропольской губернии сохранились действовавшие суды, институт судебных следователей и прокуратура. Мировые судьи выносили свои решения «именем верховной власти державы Российской» и по существу Советской власти не признавали. Не было губернского ревтрибунала. Избранная в 1918 году коллегия комиссариата юстиции в составе Гамаюнова (комиссара юстиции), Морозова и Вальяно вынесла решение о немедленной ликвидации окружного суда и съездов мировых судей.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).