ПРАВО.ru

Воронежский областной суд


Воронежский областной суд

Воронежский областной суд

Руководство

Председатель суда Тарасов Василий Николаевич
Заместитель председателя суда Косенков Николай Федорович
Заместитель председателя суда Калюжная Виктория Александровна
Заместитель председателя суда Кучинский Евгений Николаевич

Контакты

Адрес 394036, г. Воронеж, пр. Революции, д. 14 А
Телефон 473) 269-45-02, 269-45-03, 269-45-14 (ф.)
Сайт oblsud.vrn.sudrf.ru

История

Судебная реформа, проведенная на волне демократического подъема в России, в эпоху "Великих реформ" императора Александра II, оказалось самой последовательной из всех реформ.

В результате реформы 1864 года судебная система была поделена на две части: местные суды, включающие мирового судью и съезд мировых судей, а также общие - окружной суд и судебные палаты. Судом первой инстанции для дел уголовных и гражданских являлся Окружной суд, состоящий из председателя и членов, назначенных монархом. Судебные уставы определяли структуры судебных органов в общих чертах, не конкретизируя, в каких городах, в каком количестве и с каким штатом должны были открываться новые суды. Сформировать судебную систему более детально и определить общий порядок введения новых судов должна была специальная комиссия. Она действовала в течение 1865 года и разработала план реформы. Было решено ввести эту реформу только в 10 губерниях: Санкт-Петербургской, Новгородской, Псковской, Московской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тульской, Тверской, Ярославской, отложив ее реализацию в остальных губерниях на последующие четыре года.

Точная дата начала реализации судебной реформы в Воронежской губернии до сегодняшнего дня не установлена. Фонды ГАВО не располагают информацией ни о том, когда в Воронеже учредили окружной суд, ни о том, где первоначально он располагался. Наиболее ранние сохранившиеся судебные дела относятся к началу 70-х годов 19 века.

Окружной суд в Воронеже появился спустя почти 3 года с момента подписания Императором судебных уставов. Деятельность в Воронеже Окружного суда стала заметной лишь в 1870 году, то есть спустя шесть лет после объявления реформы Императором.

Советские органы юстиции в Воронежской губернии начали формироваться почти сразу после Октябрьской революции. Основанием для их организации стал декрет СНК РСФСР от 24 ноября 1917 года "Декрет о суде № 1". Он упразднил все дореволюционные судебные органы- институты прокуратуры, адвокатуры, судебных следователей. Вместо них были созданы местные коллегиальные суды, состоявшие из постоянного судьи и двух народных заседателей, избираемых местными Советами.

В 20-е годы развитие органов юстиции вышло на новый этап. Окончание Гражданской войны, сокращение роли чрезвычайных органов управления (ВЧК и революционных трибуналов), развитие частно - торговых отношений с переходом к новой экономической политике привели к повышению значения законности, права и органов юстиции как органов, призванных следить за осуществлением законности.

В постановлении, принятом на пленуме Воронежского губкома РКП(б) 15-17 февраля 1922 года, подчеркивалась возросшая роль органов советской юстиции.

С ноября 1922 года в Воронежской губернии создается единая двухуровневая судебная система: народный суд в составе народного судьи и двух народных заседателей и губернский суд. При губернском суде существовала коллегия защитников. Губернский революционный трибунал, существовавший с 1918 года, был ликвидирован.

Новый этап развития органов юстиции Воронежской области наступил в конце 20-х годов. Создание летом 1928 г. Центрально- Черноземной области (ЦЧО), объединившей территории бывших Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерний, повлекло за собой организационную перестройку прокурорско- судебных учреждений. В июне- августе 1928г. вместо губернских судов и прокуратуры были созданы областной суд и областная прокуратура ЦЧО областной суд продолжал занимать то же здание, что и губерский.

В 1929-1930 гг. в судебных органах рабочая прослойка росла постоянно и на 1 января 1930 г. составила по областному и окружным судам -63,4 % а по народным судам - 45,9 %. Одной из важнейших проблем, затруднявших развитие органов юстиции ЦЧО, оставалась нехватка квалифицированных кадров. В первой половине 1933г. была проведена полная проверка работников юстиции.

Летом 1934г. в связи с разделением ЦЧО на Воронежскую и Курскую области, областные органы юстиции были ликвидированы и создан , на основании постановления Президиума ВЦИК РСФСР от 

Проведенная в 1936г. проверка состава народных судей Воронежской области показала, что высшее юридическое образование имели только 3 судьи из 174, еще 30 человек окончили годичную Правовую школу, 49 человек- 6- месячные курсы по переподготовке судебных работников. При этом 76,4% судей имели низшее общее образование.

В 1938г. на территории Воронежской области действовало 130 народных судов. Через год их число увеличилось на 14 судебных учреждений.

Особая страница в истории наших судебных учреждений - Великая Отечественная война.

С началом войны в работе судебной системы области и страны в целом произошли большие изменения. На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. судебное производство по ряду категорий уголовных дел было передано из органов общей юстиции в ведение создаваемых военных трибуналов. В 1941 г. был создан Военный трибунал Воронежской области в составе 13 человек.

Приказом Народного Комиссара юстиции СССР от 16 сентября 1943г. Военный трибунал Воронежской области, созданный на базе Воронежского областного суда, расформировали с 1 октября 1943г. Исполняющих обязанности членов Военного трибунала откомандировали в областной суд для исполнения своих обязанностей. Остальных направили в распоряжение начальника Управления НКВД при Воронежском областном Совете депутатов.

В конце 1940-х начале 1950-х годов были произведены некоторые изменения в сети судебно- прокурорских органов Воронежской области. В целях усиления роли местных судебных органов в осуществлении судебного надзора в Воронежской области 3 сентября 1954г. был организован Президиум Воронежского областного суда.

В конце 50-х- начале 60-х гг. в областной суд пришло новое пополнение кадров.

24 октября 1991 года Верховным Советом РСФСР была утверждена Концепция судебной реформы, ознаменовавшая начало судебной реформы, проводимой в стране до настоящего времени. Основной целью реформы стало преобразование суда и судебного процесса в условиях демократизации общественной жизни в начале 90-х годов прошлого столетия.

 

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).