ПРАВО.ru

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия


Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия

Руководство

Председатель суда Ралков Александр Валентинович
Заместитель председателя суда Кудряшова Марина Викторовна
Заместитель председателя суда Доржиева Туяна Дамбиевна

Контакты

Адрес 670002, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Гвардейская, 4
Телефон (3012) 46-62-95
Сайт zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru/

История

Железнодорожный районный народный суд — ровесник всей судебной системы Бурятии. Его история неотъемлема от истории правосудия в Байкальском регионе и восходит к знаменательному 1918 году.
Свидетельствует архивный документ: "В 1918 году в г. Чите Центральным Национальным Комитетом бурят и монголов Восточной Сибири была издана "Новелла № 3" об устройстве народно-национального суда бурят и монголов.
Значение употребляемого в документах в 1918-1920 г.г. термина "новелла" можно установить по контексту: нормативный, законодательный акт.
В обстановке вооруженной борьбы за власть, еще на начальных этапах создания государства нового типа и его утверждения лидеры его предпринимали шаги по формированию системы правосудия. Этого требовала реальность 20-х годов, как и всех времен.
Во исполнение положения Новеллы № 3 2 сентября 1921 года было составлено Расписание участков народных судей и следователей Забайкальского, а с октября 1920 года Прибайкальского судебного округа.
В этой первоначально созданной системе было 10 участков. В архивном документе Р-711 под №№ 3,4 значатся Первый Железнодорожный участок и Второй Железнодорожный участок. Местонахождение камеры — резиденции участков — г. Верхнеудинск.
Стоит указать территории и населенные пункты, которые охватывал и обслуживал один участок. Судебные участки начала 20-х годов по своим масштабам (территориям) не совпадают с современными масштабами судебных участков.
К примеру, в состав Второго Железнодорожного участка входили (цитата из Архивной справки Р-711) полоса отчуждения и линия Читинской железной дороги от Разъезда Мостовая до моста через реку Уду, поселок Нижняя Березовка, ст. Дивизионная, городские кварталы и городские земли по правую сторону линии железной дороги (к Иркутску). Волости: Тарбагатайская, Десятниковская, Куналейская, Куйтунская, Николаевский винокуренный завод и Надеевская.
Первый Железнодорожный участок охватывал территорию от линии Читинской железной дороги до станции Петровский Завод со всеми поселениями по линии железной дороги, а равно — кочевья — поселения инородцев до границы Удинского уезда, Кубдутская, Галзотская, Ходайская, Харганатская, Верхне-Талецкая, Погроминская волости, Брянская, Старо-Брянская.
Примерно такие же участки представляли и остальные восемь.
На каждый из них приходился один судья, часто не имевший специального юридического образования, в основном, выходцы из рабоче-крестьянской среды, что характеризует само время и его политические и идеологические приоритеты.
Постоянные судьи избирались исполкомом, народные заседатели — на собраниях предприятий, учреждений, сел.
С 1922 года суды преобразованы на основе единой судебной системы. Все трибуналы, кроме военных, были упразднены.
В 30-е годы отмечается рост уголовных преступлений на участке. Видимо, это связано с большим стечением рабочих на строительство паровозовагоноремонтного завода, и Первый участок Железнодорожного суда в обиходе стал называться Заводским.
По свидетельству ветерана войны и труда Морокова А. И., долгие годы работавшего председателем Железнодорожного суда, в 40-е годы, годы войны, преступность снизилась: проявился моральный фактор, когда для победы над фашизмом объединили все силы.
В 40-е годы к существовавшим с начала 20-х годов Первому и Второму участкам Железнодорожного суда прибавился Третий, в связи со строительством еще одного крупного промышленного предприятия Бурятии — авиационного завода.
Все годы войны Первый участок Железнодорожного суда размещался в здании по улице Октябрьской, 21, в помещении, где находится сейчас книжный магазин «Эврика». В 1949 году переехал на Комсомольскую, 9, затем на улицу Гвардейская, 4.
Второй участок находился на территории вокзала.
В 1990 году произошло объединение всех трех участков Железнодорожного суда. Это было сделано в целях экономии и сокращения штатов по приказу из Москвы.
Имена и фамилии судей, работавших на участках Железнодорожного суда, начинают прослеживаться только с 40-х годов, в основном, по свидетельству ветеранов судебных органов Шулуновой В. Б., работавшей нотариусом в Министерстве юстиции, и Морокова А. И., работавшего в те далекие годы председателем суда.
С 1994 года Железнодорожный районный суд возглавляет Логвиненко Петр Евграфович, заслуженный юрист России.
Сегодня Железнодорожный суд является самым крупным районным (24 состава) судом республики. Кроме них, на участках Железнодорожного района трудятся 5 мировых судей.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", районные суды относятся к судам системы федеральных судов общей юрисдикции, являясь судами низшего уровня.

В качестве суда первой инстанции районный суд рассматривает все гражданские и уголовные дела, за исключением дел, подсудных вышестоящим судам и мировым судьям, а также административные дела, подсудные районным  судам, дела о восстановлении на работе. Районным судам, в частности, подсудны административные дела о правонарушениях, влекущих  за  собой административное  наказание,  которое  вправе  назначить только судья, производство по которым  осуществляется  в форме административного  расследования;  дела,  влекущие административное выдворение  за   пределы   РФ;   дела, переданные в  суд  органами  и  должностными  лицами, к которым дело поступило.

В соответствии со статьей 21 1-ФКЗ, районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, он рассматривает апелляционные жалобы на решения мировых судей, не вступившие в законную силу.