ПРАВО.ru
Репортаж
6 февраля 2014, 16:12

“Спор ни о чем! Вряд ли стоило занимать целый год судебного времени"

“Спор ни о чем! Вряд ли стоило занимать целый год судебного времени"
Фото с сайта lenta.ru

РЖД не смогла отсудить у Apple два миллиона за то, что товарный знак российской компании был на "иконке" одного из приложений в Appstore. Юристы из фирмы "Юс" пытались доказать, что именно американская корпорация должна была проверять, не нарушаются ли чьи-нибудь права в ее интернет-магазине. Нет, возражали им опоненты из Baker&McKenzie, представлявшие Apple: там все устроено как на ярмарке, а приложения проверяются только на технические соответствия, "терроризм и порнографию".

В 2012 году российский разработчик Алексей Сироткин разместил в Appstore – фирменном “магазине приложений” для техники Apple – программу, позволяющую рассчитать стоимость перевозки груза по российским железным дорогам. Оно называлось “РЖД-тариф”, и в оформлении использовался логотип “Российских железных дорог”.

РЖД решили, что это нарушает исключительные права компании на товарный знак, и 14 января 2013 года обратились в Арбитражный суд города Москвы (дело А40-1849/13) с иском о взыскании 2 млн руб. Ответчиком стала Apple Inc., а Сироткин — третьим лицом. Этап предварительных заседаний затянулся более чем на год. В мае 2013 года судья Рамзия Хатыпова посчитала, что рассмотрение дела невозможно без участия iTunes S.a.r.l. (дочерняя компания Apple, расположена в Люксембурге, управляет сервисом iTunes в Европе; через iTunes Connect разработчики могут загружать свои программы в Appstore), так что процесс отложили на полгода. Затем заседание перенесли с декабря на февраль, чтобы юристы “РЖД” изучили более 500 страниц документации, предоставленной Apple. Сироткин в суде так и не появился, представив отзыв.

Во вторник, 4 февраля 2014 года заседание наконец состоялось. Представители РЖД из патентно-правовой фирмы “Юс” объяснили, как рассчитывался размер исковых требований: была удвоена “обычно взимаемая цена за предоставление лицензии на товарные знаки в Российской Федерации”. В качестве подтверждения юристы РЖД представили “обычный лицензионный договор” на 1 млн руб. Подписан он был с “Пассажирской компанией “Сахалин”. Оппоненты со стороны Apple из Baker&McKenzie усомнились было, что их доверителей можно сравнить с дальневосточной транспортной компанией, но представители истцы заверили, что договора с “более близкими обстоятельствами” нет. 

Необходимость удвоения юристы "Юс" обосновывали, опираясь на несколько обстоятельств: известность товарного знака РЖД в России, “ответственность ответчика-администратора доменного имени”, который получал 30% прибыли от размещения спорной программы для “значительного круга пользователей”, а также использование бренда в течение более чем восьми месяцев – с конца апреля 2012 по середину января 2013-го. Значимым фактом, по мнению представителей РЖД, явилось то, что Apple “не приняла превентивные меры”, чтобы исключить нарушение прав интеллектуальной собственности. Сделать это, как считает российская компания, должны были именно ее американские оппоненты.

– Любое изменение подлежит проверке Apple, прежде чем оно будет размещено в Appstore, — цитировала руководство для разработчиков Екатерина Щинова из “Юс”. "Американская компания полностью контролирует процесс публикации информации на сайте, в том числе при публикации спорного интернет-приложения”, — вторил ей Павел Ясницкий. Приложение, говорил он, расположено именно на сайте Apple, так как там была размещена информация о спорной программе, а значит, товарный знак истца использовался незаконным образом на сайте американской компании. Доказывали это представители “РЖД” нотариально заверенными скриншотами с apple.com. “Физическое местонахождение программы” уже неважно, заявлял Ясницкий.

Юристы Apple возражали: информация с apple.com носит рекламный характер, а распространитель рекламы не несет ответственности за ее содержание – по статье 38 закона о рекламе. На сайте Apple само приложение “недоступно технически”, приведена только общая информация о нем. А чтобы скачать приложение, пользователю необходима платформа iTunes.

Не были согласны они и с трактовкой РЖД, что именно должна контролировать Аpple перед загрузкой приложений в Appstore. "Невозможно проверять все 800 000 приложений из 150 стран на предмет того, соблюдается ли законодательство каждой страны, - объясняла Дарья Ермолина и горячилась: — Это абсурд!" Проверка, о которой рассказывали представители РЖД – это тест на техническую совместимость с устройствами Apple, говорила Ермолина.

- Если не можете проверить – увеличьте штат проверяющих или уменьшите число приложений, — возмутилась Татьяна Перова из "Юс", а юристы Apple объяснили, что это и не нужно. В соглашениях с программистами указано, что за нарушение прав третьих лиц, в том числе на интеллектуальную собственность, отвечает разработчик. "Загружая программу в iTunes Connect, разработчик соглашается не нарушать права третьих лиц, включая интеллектуальные права", — рассказывал Денис Хабаров. По его словам, все, что делает Appstore – предоставляет площадку для торговли приложениями.

Коллега Хабарова по Baker&McKenzie Денис Лим, представлявший iTunes S.a.r.l., объяснил устройство Appstore на примере ярмарки: “Приходите, торгуйте, мы будем поддерживать чистоту и обеспечивать охрану”. При двух условиях: “продукция должна быть сделана нашими инструментами”, а “на вахте перед допуском на ярмарку” организаторы “будут делать общую проверку на технические требования” и на общеизвестные нарушения “типа порнографии или терроризма”.

Но юристы РЖД с таким ограничением ответсвенности согласны не были. Они привели в пример решение ВАС 2008 года: постановление по делу “Мастер-Хост”, провайдера файлообменника "Зайцев.нет". Тогда надзорная инстанция выделила критерии для привлечения хостинг-провайдеров к ответственности. Судьи отметили, что нужно оценивать, приняты ли провайдером “превентивные меры” для устранения нарушений. Юристы РЖД также утверждали, что перед тем как подать иск, Apple о нарушении уведомляли, но никаких мер не последовало.

Их оппоненты считали, что нормального обращения не было. Да, 28 декабря 2012 года в штаб-квартире Apple получили послание из России, доставленное службой UPS, но его содержание Ермолина не без возмущения описала так: "Было направлено письмо на английском языке с возгласами, призывавшими прекратить использовать [охраняемый] товарный знак на сайте apple.ru. Ни ссылок [на спорные страницы], ничего". Она добавила, что к письму была приложена копия искового заявления на русском языке, а в письме говорилось: “Против вас подано исковое заявление о взыскании 2 млн руб”.

А надо было, по словам юриста iTunes, действовать иначе – не идти в суд, а использовать систему поддержки пользователей. “Если бы компания РЖД написала туда три строчки, приложение было бы удалено еще в декабре месяце, и нам не нужно было бы здесь сейчас сидеть, — говорил Лим. — В деле есть доказательства, что как только iTunes узнала о нарушении прав, приложение удалили”. Это было сделано уже в середине января 2013 года. Сейчас программа Сироткина доступна под названием “ЖД-тариф”, эмблема РЖД не используется. “Спор ни о чем, вряд ли ради этого стоило занимать целый год судебного времени”, — уверен Хабаров из Baker&McKenzie, представлявший Apple.

Судья Хатыпова тоже была недовольна, как затянулся процесс. "Я приняла все меры, чтобы вынести решение по делу в этом году. Вы бесконечно будете предоставлять дополнительные документы? — сердилась она на юристов Apple в декабре 2013-го. Но на решении это не сказалось: исковые требования “Российских железных дорог” оставлены без удовлетворения.