ПРАВО.ru
Репортаж
31 марта 2014, 23:27

Госдума отказалась от соглашений по Крыму, а его жителям обещала вернуть украинские вклады

Госдума отказалась от соглашений по Крыму, а его жителям обещала вернуть украинские вклады
Фото с сайта www.newkaliningrad.ru

Госдума сегодня единогласно денонсировала российско-украинские соглашения по Черноморскому флоту. Заодно депутаты установили новые правила игры для крымских банкиров – до 2015 года им придется освоить российские требования, а пока раскрыть отчетность, собственников и надлежаще платить клиентам, иначе им грозит закрытие. Тем временем населению обещают различные блага: компенсацию по вкладам до 700 000 руб., для этого Центробанк выделит 60 млрд руб. из своей прибыли за 2013 год, освобождение от техосмотра до 31 декабря 2014 года и возможность получить компенсацию за ДТП, если украинский страховщик не платит.

Законодатели продолжают оперативно интегрировать Крым в российскую правовую и финансовую систему России. 10 дней назад парламентарии за два дня утвердили два президентских закона, по которым в России появились Республика Крым и город федерального значения Севастополь. До 2015 года в регионе объявлен переходный период, в течение которого жизнь там должна перейти на российское законодательство. К этому времени "с учетом административно-территориального деления" регионов появятся российские суды, решение о начале их работы будет принимать Пленум Верховного Суда. До этого правосудие "от имени Российской Федерации" будут осуществлять действующие сегодня судебные органы. Обжаловать их решения можно будет в пока еще работающих апелляционных судах, а также ВС и ВАС. Также должны там будут появиться территориальные органы российских госструктур, а адвокатура и нотариат – адаптироваться к российским требованиям.

Сегодня депутаты принимали в первом чтении еще один президентский проект, который Владимир Путин внес в Госдуму 28 марта. Документ прекращает действие соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота РФ на Украине. Президент предложил денонсировать три cоглашения между Россией и Украиной от 28 мая 1997 года: о параметрах раздела Черноморского флота, о статусе и условиях пребывания российского Черноморского флота на территории Украины и соглашения между правительствами России и Украины о взаиморасчетах. Кроме того, в связи с вхождением Крыма в состав России прекращается действие соглашения по вопросам пребывания Черноморского флота РФ на Украине от 21 апреля 2010 года. "Предмет российско-украинских соглашений утрачен ввиду фактического прекращения правоотношений аренды РФ объектов ее Черноморского флота на территории Украины", – говорится в пояснительной записке к проекту.

Это подтвердил депутатам и представлявший им документ замминистра иностранных дел Григорий Карасин, по словам которого, "Республика Крым и город федерального значения Севастополь отныне неотъемлемая часть территории России, на которую в соответствии со ст. 4 Конституции распространяется государственный суверенитет России". "Поэтому на сегодня отсутствуют какие-либо основания для продолжения правоотношений по размещению объектов и персонала Черноморского флота РФ на территории Украины, включая обязательства российской стороны по предоставлению украинской стороне оплаты или иной компенсации за такое размещение", – объяснил Карасин. При этом он признал, что "могут возникать правовые, финансовые, имущественные вопросы". По его словам, Россия готова обсуждать их с правительством Украины, "которое, как мы надеемся, будет сформировано демократическим, конституционным путем".

– Российский Черноморский флот вернулся домой, он в составе Российской Федерации, и поэтому предмет правового регулирования исчерпан на сегодняшний день, – подхватила выступление дипломата эсерка Татьяна Москалькова. – Больше мы не арендуем [часть Севастополя] для Черноморского флота. И сегодня мы больше не будем платить $100 млн в год, которые, честно говоря, не использовались по назначению украинским государством.

Вопросов у парламентариев к докладчику не было и они быстро переключились на второй блок законопроектов, посвященных экономической интеграции Крыма в российскую систему. Среди их авторов значатся глава думского комитета по финансовому рынку Наталья Бурыкина и замглавы комитета Совфеда по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев. Они появились через несколько дней после того, как парламент утвердил законы от Владимира Путина, которые детально не описывают деятельность финансовых учреждений Крыма и Севастополя в переходный период. В президентских законах указано, что до 1 января 2015 года в Крыму и Севастополе банки, имеющие выданную до 16 марта 2014 года лицензию Национального банка Украины, могут проводить банковские операции с учетом особенностей, установленных российским законодательством. При этом такие банки могут получить лицензию Банка России.

Депутатские законопроекты оказались более детальными. В них указывается, что во время переходного периода они могут работать без лицензии Банка России, но должны отвечать нескольким условиям: надлежаще исполнять обязательства по ранее заключенным договорам, уведомить о себе Банк России, а также предоставить ему реестр обязательств перед кредиторами и вкладчиками, отчетность. Кроме того, таким банкам предстоит направить ЦБ России в течение месяца с момента принятия закона копии своих учредительных документов, информации о единоличном исполнительном органе, его заместителях, членах совета директоров, лицах, владеющих более 10% акций (долей) банка и т.д. Крымские и севастопольские вкладчики смогут рассчитывать на гарантированное возвращение 700 000 руб. по своим вкладам, если украинские банки откажутся возвращать деньги, либо их структурные подразделения в Крыму и Севастополе прекратят работать, либо будут ликвидированы или обанкрочены. При этом на эти цели Центральный банк РФ выделит 60 млрд руб. из своей прибыли за 2013 год.

Единоросс Владимир Поцяпун интересовался, что же делать крымчанам: взыскивать через суд с украинских банков свои вклады или воспользоваться механизмом компенсации. "Украинские банки никуда не исчезли, они остались", – объяснял он. Бурыкина была лаконична: если банк деньги клиенту не отдает, тот [клиент] может пожаловаться в ЦБ РФ, а тот, скорее всего, закроет банк. "Крымчане будут обращаться в Агентство по защите вкладчиков, которое, думаю, что после принятия нами законопроектов, достаточно оперативно развернется в Крыму и городе-герое Севастополе", – сказала Бурыкина.

– Мы определили сумму в 60 млрд руб. Цифра каким путем получена? – интересовался депутат от ЛДПР Сергей Катасонов.

– Оценка была сделана экспертным путем. Мы полагаем, что предложенные суммы будут достаточными. Сказать о том, что она [выделенная сумма] должна быть больше, я сегодня не уверена. Скажем, с запасом взяли сумму, – ответила единоросска. 

Кроме того, Наталья Бурыкина, рассказывая о законопроекте, обратила внимание на то, что Банк России временно получит право ограничивать максимальные размеры комиссии по валютно-обменным операциями и величину процентной ставки в Крыму и Севастополе. Также до 1 января 2015 года в Крыму и Севастополе не будет техосмотра личных автомобилей, автобусы, такси будут проходить эту процедуру с июля 2014 года. По законопроекту автовладельцы, попавшие в ДТП до 16 марта и еще неполучившие выплаты либо имеющие ранее купленный полис, будут вправе обратиться за выплатами в профессиональное объединение страховщиков, если украинская страховая компания откажется платить.

После почти двухчасового обсуждения депутаты приняли все законы в целом.

С текстом законопроекта № 484131-6 "О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины", можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 478514-6 "Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период" можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 478520-6 "О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и/или действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя" можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 478518-6 "Об особенностях перечисления в 2014 году прибыли, полученной Центральным банком Российской Федерации по итогам 2013 года" можно ознакомиться здесь.

С текстом законопроекта № 478513-6 "О внесении изменений в Федерального закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.