ПРАВО.ru
Репортаж
17 апреля 2014, 14:12

Lacoste провел свои любимые буквы и цифры в Россию через третью инстанцию

Lacoste провел свои любимые буквы и цифры в Россию через третью инстанцию

Роспатенту не удалось доказать Суду по интеллектуальным правам, что товарный знак L.12.12 нельзя зарегистрировать в России. Широкая рекламная кампания и международная регистрация сделали знак всемирно известным – доказано Lacostе.

С 1933 года компания Lacoste, основанная французским теннисистом Рене Лакостом, выпускает спортивные футболки особого фасона – поло с артикулом L.12.12. А в 2010 году она зарегистрировала международный товарный знак L.12.12 для товаров по 3, 18-му и 25-му классам МКТУ (парфюмерия и косметика, изделия из кожи, одежда и обувь) с датой приоритета 4 июня 2010 года. С 2011 года Lacoste стала выпускать под этим товарным знаком парфюмерию и футболки.

Lacoste подала было заявку и в Роспатент, но он 27 июля 2012 года отказался регистрировать L.12.12 в качестве бренда. С ним согласилась и Палата по патентным спорам, куда следом обратилась французская компания. Сочетание буквы L и четырех цифр, указано в заключении палаты, "не имеет словесного характера и не воспринимается как слово какого-либо естественного языка". Это нарушает пункт 1 статьи 1483 ГК РФ, не допускающей регистрацию товарных знаков без различительной способности. А документ под названием "Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака…", утвержденный Роспатентом в 2003 году, гласит, что к подобным знакам относятся обозначения, состоящие из отдельных букв или цифр, сказано в заключении. 

Но у судов первой и апелляционной инстанции было иное мнение. Они приняли сторону Lacoste, признав отказ Роспатента неправомерным (дело А40-30430/2013). Судья Арбитражного суда города Москвы Андрей Чадов вспомнил о статье 6 quinquies Парижской конвенции по охране промышленной собственности, по которой каждый товарный знак, надлежащим образом зарегистрированный в стране происхождения, может быть заявлен и в других странах-участницах. Судья сослался и на Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), обязательное для России после вступления во Всемирную торговую организацию в августе 2012 года. Пункт 1 статьи 15 ТРИПС позволяет регистрировать как товарный знак "любое обозначение или любое сочетание обозначений, способное отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг других предприятий".

Отличить товарный знак от прочих, по мнению судьи, можно благодаря масс-медиа. Lacoste представила суду "более 130 страниц из различных источников информации и СМИ Российской Федерации и других стран мира", отмечено в судебном акте. "Обозначение "L.12.12" с 1993 года лежит в основе известности и популярности продукции Lacoste во всем мире, оно известно во всем мире и однозначно указывает на продукцию заявителя 3, 18, 25 классов МКТУ", – говорится в решении Чадова (читайте также: "Lacoste выиграла спор с Роспатентом, принеся судье футболку").

Судьи Девятого арбитражного апелляционного суда, оставляя в силе решение Чадова, уточнили источники таких сведений. Это "публикации с российских интернет-сайтов, в частности, с www.fashionstreet.ru: "Старт проекта Lacoste 12.12. в России" от 28.06.2007, "Выставка Lacoste 12.12. в Гуме" от 03.09.2007. Они "свидетельствуют о широком распространении обозначения "L.12.12" до 2010 года и его связи с конкретным производителем", отметили судьи Сергей Захаров, Игорь Цымбаренко и Евгения Пронникова. L.12.12 "ни в одной стране мира не является указанием вида, качества, количества, названия товаров в обиходном языке, торговле, производстве однородной продукции", подчеркнули они уникальность товарного знака. К тому же юристы французской фирмы доказали использование знака с 2006 года, когда продукция – по данным финансовой отчетности – начала поставляться в Россию, отмечено в судебном акте (читайте также: "Роспатент хотел увидеть в суде кнут от Lacoste").

Роспатент подал кассационную жалобу, потребовав отменить решения судов двух инстанций и направить дело на пересмотр. "Доказательства либо не относятся к периоду до даты приоритета товарного знака, либо не подтверждают его использования в качестве товарного знака", – говорил позавчера, 15 апреля, в Суде по интеллектуальным правам представитель Роспатента Иван Русаков. По его словам, есть доказательства его использования только в качестве артикула футболок. Нашел Роспатент и другие нестыковки в документации: парфюмерию стали выпускать и ввозить только в 2011 году, поэтому об известности товарного знака для этого класса до этой даты говорить не приходится. "Мы представили данные о продаже товаров L.12.12 по всему миру до 2010 года, которыми мог воспользоваться и российский потребитель", – возражал адвокат Петр Пермяков из бюро "Шевырев и партнеры", представлявший Lacoste. Товар можно приобрести в любой стране мира, и в 50 странах ему предоставлена правовая охрана, говорил он.

"Если в целом используется, значит, приобрело различительную способность – такой вывод судов нарушает нормы материального права", – недоумевал представитель Роспатента. Напомнил он и о позиции надзорной инстанции. В постановлении Президиума ВАС № 15736/05 от 11 апреля 2006 года сказано, что различительная способность может иметься изначально или быть приобретена и во втором случае надо выяснять, какие именно объекты этой способностью обладают, говорил Русаков. А французская компания этого не доказала, уверен он. Припомнил он Lacoste и нехватку кнута. Ведь по классу изделий из кожи – шорных изделий, чемоданов и конской сбруи – фирма так и не представила доказательств использования.

"Различительная способность – это знание потребителя о товарах, об их производителях, которое формируется во всех странах мира самыми разнообразными способами, – возражал адвокат Пермяков, апеллируя к рекламе и СМИ. – Она возникает за десятилетия!" По его словам, заявленный товарный знак уникален: обозначение L.12.12 применяется только заявителем, и никем больше. Заодно Пермяков пояснил, зачем понадобилось регистрировать такой товарный знак. "Когда мы задерживаем контрафакт под маркой Lacoste L.12.12, мы можем защититься! Но когда контрафакт идет только как L.12.12, мы беззащитны!" – говорил он.

На все заседание судьи Сергей Рогожин, Елена Пашкова и Наталия Рассомагина предусмотрительно отвели час. Совещались они около двадцати минут, а потом огласили решение – в удовлетворении кассационной жалобы Роспатента отказать.