ПРАВО.ru
Репортаж
17 декабря 2014, 0:14

Госдума пересматривает коррупционные тарифы

Госдума пересматривает коррупционные тарифы
Фото с сайта rudocs.exdat.com

Госдума по инициативе Владимира Путина скорректировала очередную новеллу, принятую во время президентства Дмитрия Медведева. На этот раз решено гуманизировать санкции за взяточничество: три года спустя законодатель решил, что эффективность жестких мер не превышает 20 %.

В мае 2011 года с подачи Дмитрия Медведева, занимавшего в тот момент президентское кресло, в Уголовном кодексе появились штрафы, кратные размеру взятки или коммерческого подкупа. Самое жесткое наказание, например, за получение чиновников взятки в особо крупном размере (более 1 млн руб.) предусматривало взыскание в размере от 80-кратной до 100-кратной суммы, но не более 500 млн руб. Но и за получение небольшой, до 25 000 руб., взятки (ч. 1 ст. 290 УК) полагался огромный штраф – от 25-кратной до 50-кратной суммы с лишением права занимать определенные должности до трех лет либо лишение свободы до трех лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки.

Спустя три года с момента начала действия новелл вернувшийся в Кремль Владимир Путин решил скорректировать инициативу своего предшественника и в ноябре 2014-го внес в Госдуму соответствующий законопроект. Президент был недоволен, что назначение крупных штрафов тем, кто очевидно не имеет реальной возможности его оплатить, "не обеспечивает принципа неотвратимости наказания и влечет обращение судебных приставов-исполнителей в суды с ходатайством о замене штрафа лишением свободы". Сегодня, представляя документ в Госдуме. полпред президента Гарри Минх говорил про "крайне неэффективную" реализацию наказаний: взимается только "15–20 % размеров назначаемых штрафов".

Также в пояснительной записке к законопроекту отмечалось, что по действующему УК суд не может выбрать иное наказание, нежели штраф, так как для 89 % осужденных за коррупционные преступления небольшой тяжести он является безальтернативным видом наказания. "Анализ судебной практики показывает, что цели наказания в отношении лиц, осужденных за коррупционные преступления небольшой тяжести, могут быть достигнуты и при меньшей кратности штрафа, при этом исполнимость данного вида наказания существенно возрастет", – говорилось в пояснительной записке к документу. С таким подходом соглашался представитель думского комитета по законодательству, единоросс Виктор Пинский, отмечавший сегодня на пленарном заседании Госдумы, что суд лишен возможности дифференцировать штраф в зависимости от обстоятельств дела, личности подсудимого, его материального положения и других обстоятельств дела. "Это в некоторых случаях ведет к тому, что не достигаются цели наказания", – говорил он коллегам. Впрочем, в 2011 году, обосновывая необходимость корректировки УК, Гарри Минх отмечал, что "новеллы позволят судам использовать более гибкий подход при назначении наказания в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела".

Для исправления ситуации Путин предложил снизить минимальные размеры кратного штрафа, а также дополнить санкции этих статей альтернативными видами наказания. Так, за получение взятки до 25 000 руб. должен полагаться штраф до 1 млн руб., либо исправительные работы на один-два года, принудительные работы до пяти лет, либо заключение до трех лет со штрафом от 10-кратной до 20-кратной суммы взятки или без него (ч. 1 ст. 290 УК). Сейчас санкции предусматривают штраф от 25-кратной до 50-кратной суммы взятки, либо лишение свободы до до трех лет с 20-кратным штрафом. Дача такой же небольшой взятки должностному лицу будет "стоить" до 500 000 руб. или сумму в размере от пятикратной до 30-кратной суммы взятки, либо обернется исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до 10-кратной суммы взятки или без него (ч. 1 ст. 291 УК). В настоящий момент аналогичные деяния караются штрафом в от 15-кратной до 30-кратной суммы взятки, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки. Дача взятки в значительном размере (25 000–150 000 руб.) тоже будет наказываться мягче: штрафом до 1 млн руб. или в размере от 10-кратной до 40-кратной суммы взятки, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от пятикратной до 15-кратной суммы взятки или без него (ч. 2 ст. 291 УК). Сегодня осужденному за такое действие грозит от 20-кратной до 40-кратной суммы взятки либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере 15-кратной суммы взятки.

"Это [поправки], на наш взгляд, позволит повысить исполнение приговоров, вступивших в законную силу, и обеспечит не только неотвратимость наказания, но и обеспечит также принципы справедливости и позволит нам реализовать и меры, связанные с предупреждением преступности", – обосновывал сегодня в Госдуме изменения Минх. Он также напомнил, что законопроект увеличивает с 30 до 60 дней срок для добровольной уплаты штрафа, а также увеличивает с трех до пяти лет рассрочку для оплаты штрафа, который может назначить суд. При этом у суда появляется возможность арестовывать имущество не только для обеспечения гражданско-правовых претензий, например для компенсации вреда от преступления, но и для обеспечения исполнения наказания в виде штрафа.

Эсер Олег Нилов чуть позже поинтересовался у Минха, не пора ли переходить от медикаментозного лечения "раковой опухоли" коррупции к операциям. Он предлагал ко второму чтению дополнить президентский законопроект нормой об обязании осужденного чиновника доказать законность нажитого имущества. "Если не докажет – конфисковать это имущество", – сформулировал предложение Нилов, но понимания у Минха не встретил. Полпред президента провел аналогию между инициативой депутата и попыткой "скрестить ужа с ежом". "Такие эксперименты делаются, но вряд ли мы получим тот результат, на который рассчитываем", – оценил он перспективы идеи Нилова.

Депутат от ЛДПР Иван Сухарев законопроект поддерживал, но интересовался у полпреда, каков совокупный ущерб экономике был нанесен совершением таких преступлений, как взятка и коммерческий подкуп, и какая сумма была возвращена после введения кратных штрафов.

– Сказать цифру, какой ущерб причинен этими преступлениями, практически невозможно, – признал Минх.

Коммунист Николай Коломейцев напомнил, что во время принятия закона о кратных штрафах за взятки коммунисты предупреждали думское большинство: работать он не будет. "Почему вы считаете, что, если уменьшите количество штрафов, он начнет работать?" – спрашивал коммунист.

– Хочу вам напомнить, что практически по всем инициативам, вносимым президентом, вы и ваши коллеги, они этот речитатив в общем-то повторяют. Поэтому мы вас слушаем, но анализируем те аргументы, которые высказываете, – объяснился Минх. – Если аргументы, на наш взгляд, разумные, мы их учитываем. Если не очень, тогда мы рекомендуем не рассматривать ваши предложения. Поэтому здесь мы с вами движемся в одном направлении.

В итоге сторонников у документа оказалось больше, чем противников: "за" был 351 депутат, "против" – 91. Законопроект, таким образом, оказался принят в первом чтении.

С текстом законопроекта № 664950-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования уголовно-правового механизма противодействия преступлениям коррупционной направленности)" можно ознакомиться здесь.