ПРАВО.ru
Репортаж
12 февраля 2016, 22:46

Обсуждение КоАП: подведомственность оборота наркотиков и штрафы за природопользование

Обсуждение КоАП: подведомственность оборота наркотиков и штрафы за природопользование

В Госдуме завершилось трехнедельное обсуждение текста нового Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП). На последних двух заседаниях его авторы обсудили правонарушения в области здравоохранения и охраны окружающей среды и пришли к неожиданным выводам, что избавляться от пропаганды наркотических средств может быть опасно для населения, а штрафы за правонарушения в области природопользования должны быть высокими.

Оборот наркотиков в руках у ФСКН

Обсуждая гл. 12 "Административные правонарушения, посягающие на здоровье человека", эксперты споткнулись о вопрос подведомтсвенности ст. 12.6 "Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества". Дмитрий Газизов, начальник административно-правового управления договорно-правового департамента МВД, поинтересовался у представителей Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, какой они видят подведомственность этой статьи. "Сейчас она у ФСКН, то есть мы составляем протокол – суды рассматривают, но мы предлагаем также подключить МВД в составлению протоколов", – пояснил Газизову представитель ФСКН Максим Уланов.

В ответ на это Дмитрий Газизов предложил не менять норму и остановиться на существующей сегодня – то есть оставить ответственность у ФСКН. "Сегодня МВД по поручению Президента разработали законопроект, который также согласован с ФСКН и внесен в правительство, о том, что министерство берет на себя составление протоколов только по мотивированному обращению ФСКН в случае их отсутствия на территории", – пояснил Газизов. По его словам, в некоторых регионах, например в республике Якутия, существуют 35 районов, а ФСКН представлен только в трех из них. При этом, продолжил представитель МВД, не следует забывать Постановление правительства № 484, которое говорит о том, что должностные лица, уполномоченные составлять протокол, осуществляют дальнейший контроль за прохождением лечения нарушителей. "Сегодня это делает ФСКН – ими выстроена соответствующая система и они уполномоченный орган",– подчеркнул Газизов.

Кроме того, продолжил он, по поручению президента Минздравом также разрабатывается законопроект, который возлагает обязанность контроля за лицами, больными алкоголизмом. "Мы прекрасно понимаем, что если это решение будет принято, то это будет порядка 100 000 человек, а служба административного надзора, которая у нас есть – около 2 тысяч человек, у которых и так порядка 4-5 поднадзорных лиц, если к ним прибавятся еще и эти 100 000 человек, то МВД просто не справится", – пояснил Газизов.

В ходе обсуждения представитель МВД и Владимир Плигин, соавтор проекта КоАП, председатель Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству, решили, что подведомственность останется у ФКСН, но соответствующие поправки смогут внести только ко второму чтению проекта КоАП, чтобы дождаться решения коллег по параллельно идущим законодательным инициативам.

Однако это не все изменения, которые нужны ст. 12.6, уверен Дмитрий Газизов. С его точки зрения, в ней нужно заменить и санкции: сейчас за правонарушение предлагается либо административный штраф с выдворением, либо административный арест с выдворением, однако такие наказания МВД не устраивают. "Если будет выдворение, зачем нужен административный арест, ведь государство тратит деньги на содержание лица, а потом его выдворяют", – возмущался Газизов. Владимир Плигин в качестве санкций предложил оставить административное выдворение или административный штраф с выдворением, однако подчеркнул, что этот вопрос придется еще раз продумать, так как по постановлению Конституционного суда РФ лицо, имеющее родственников-граждан РФ, не может быть выдворено за пределы страны.

Разрешить пропаганду наркотиков для врачей

В ходе обсуждения ст. 12.8 "Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ" Ольга Зинкова, представитель Фонда помощи детям, больным онкологическими заболеваниями, "Подари Жизнь", попросила сделать исключение для медицинских организаций. По ее словам, проект КоАП, равно как и действующая редакция документа, сформулированы таким образом, что "вся медицинская научная и учебная информация о наркотических средствах и психотропных веществах, которые распространяются по стране на медицинских и фармацевтических форумах и конгрессах с целью повышения квалификации медицинских работников, является незаконным и попадает под административную ответственность". Под эту же статью попадает такая информация, как, например, размещенная на сайте Минздрава статья об использовании таких средств для онкобольных, а также интернет-сайты некоммерческих медицинских организаций и других социально-ориентированных НКО.

"Мы бы хотели попросить доработать примечания к статье, чтобы все вышеперечисленное было выведено из-под ее действия, потому что наркотические средства – не только способ получения удовольствия для наркоманов, но и в первую очередь обезболивание для очень большой группы людей, для пациентов, а врачи не знают этого и бояться с ними работать", – объяснила Ольга Зинкова. Причем, по ее словам, проблема вытекает не столько из кодекса, сколько из самого ФЗ № 3 "О наркотических средствах", поскольку запрет на распространение информации и на пропаганду использования наркотических средств и психотропных веществ содержится именно в нем.

Владимир Плигин в ответ на это предложил внести изменения в сам базовый закон, а представитель ФСКН сообщил, что Минздрав уже разрабатывает соответствующий законопроект. Между тем, представитель Минсельхоза попросил в этом документе не забыть также и ветеринаров.

Штрафы должны быть высокими

Сегодня, в ходе заключительного заседания рабочей группы по обсуждения текста нового КоАП эксперты долго не могли разобраться с основными положениями гл. 17 "Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования". В частности, собравшимся вновь не давал покоя вопрос высоких санкций, предлагаемых в проекте кодекса. Так, Александр Зайцев из Ассоциации речного транспорта предложил существенно снизить штрафы по ст. 17.8 "Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума". "Допуск к полету воздушного судна, выпуск в плавание морского – это все делают административные органы, – пояснял Зайцев, – средний возраст эксплуатируемого судна сегодня – 34 года, то есть должностное лицо по этой статье просто должно запретить эксплуатацию всех судов, потому что они построены и эксплуатируются по стандартам, которые были еще в СССР". Он предложил уменьшить предлагаемое административное наказание (штраф от 5 до 7000 руб.) "минимум в пять раз".

Однако член рабочей группы по новому КоАП Ангелина Агишина заявила, что предложенные санкции вполне адекватны, учитывая общественную опасность. Кроме того, подчеркнула она, согласно общей части кодекса, предельный минимальный штраф для должностных лиц как раз и составляет 5000 руб. Поддержала Агишину и представитель Ростехнадзора, назвав достаточным предложенный размер штрафа, так как сегодняшние 500 руб. "не оказывает превентивного воздействия".

Между тем, Андрей Гингель, замначальника управления контроля, надзора и рыбоохраны Федерального агентства по рыболовству, призвал своих коллег проявлять больше понимания в обсуждении кодекса. "Все высказались о необоснованном увеличении штрафов, но давайте исходить из трех основных принципов – это, во-первых, превентивность наказания: кодекс все-таки предупреждает об ответственности, и должные лица, когда осуществляют свою деятельность, должны руководствоваться им, во-вторых, это возможность уплаты 50 % штрафов в течение определенного срока – мера, которая поможет предпринимателям, а также третий принцип – декриминализация уголовного законодательства", – объяснил Гингель. По его словам, говорить о том, что кодекс только о осложняет жизнь предпринимателю, в корне неверно.

Бизнес не в фаворе

Между тем, сами предприниматели, похоже, с мнением Гингеля, оказались не совсем согласны. Так, Сергей Зайцев, представитель "Сургутнефтегаза", попросил "с большим вниманием относиться" к предложениям его компании, отметив, что "предложения профильных ведомст более приоритетны". Речь шла об изменения в ст. 17.12 "Порча земель", которые предложила Надежда Самойлова, замдиректора Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоз РФ. По ее инициативе статью разделили на две отчасти, выделив отдельно самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы и порчу земель. Санкции в случае порчи земель представитель Минсельхоза также попросила снизить. "Никогда нельзя возражать, если орган предлагает снизить штраф", – согласился член рабочей группы по тексту нового КоАП Андрей Федосенко.

Между тем, Сергей Зайцев из "Сургутнефтегаз" был недоволен: по его словам, статья не учитывает, что охране должны подлежать те почвы, земли которых не могут использоваться без таких почв. "У нас это не дифференцировано и неважно, где происходит снятие плодородного слоя, но зачем штрафовать за снятие плодородных почв в местах, где их наличие не имеет значения?" – удивлялся Зайцев. Он подчеркнул, что в его практике нередко возникала необходимость снимать плодородные слои почвы, чтобы организовать там место под скважины, но это происходило на промышленных землях, где сельскохозяйственные работы невозможны в принципе. Впрочем, окончательное решение участники сегодняшнего заседания принять не смогли, отметив, что проблема касается регулятивного законодательства и вопрос нельзя решить только изменением в КоАП.

Обсуждение новой редакции КоАП продолжалось в Госдуме ежедневно в течение трех недель. Теперь участники рабочей группы соберут все поступившие к ним замечания экспертов, чтобы подготовить заключение профильного комитета, в котором будут указаны необходимые изменения в существующий проект кодекса. Как заявил Владимир Плигин в четверг, первое чтение законопроекта состоится на пленарном заседании в середине марта. Подробнее обо всех заседаниях читайте в подборке "Право.ru": "Обсуждение КоАП – как государство и бизнес спорят о новом Кодексе".

С текстом законопроекта № 957581-6 "Кодекс РФ об административных правонарушениях" можно ознакомиться здесь.