ПРАВО.ru
Репортаж
6 февраля 2013, 19:57

Развелись в суде и "Одноклассниках"

Развелись в суде и "Одноклассниках"
Фото с сайта odnoklassniki.ru

Эксперты часто сетуют, что среди следователей и судей крайне мало тех, кто может компетентно вести дела по киберпреступлениям. Эту беду вчера можно было наблюдать в Черемушкинском суде, где за нарушение тайны переписки и неправомерный доступ к компьютерной информации судили мужчину, который зашел на сайт "Одноклассники" под именем бывшей супруги, скрывавшей развод, и от ее имени объявил о разрыве.

В начале октября 2012 года на странице Юлии Никитиной в "Одноклассниках" появилась запись, оставленная ее бывшим мужем: "Все хорошо, мы в разводе, ищу мужчину для души. Я бестолковая дура, меня бросил муж, я никому не нужна". Никитина попыталась зайти на свою страницу в соцсети, но у нее это не получилось, т. к. экс-супруг сменил пароль на странице и в почте. Альбом со свадебными фотографиями Олег Никитин также удалил. Юлия Никитина обратилась за техподдержкой в Mail.Ru, где ей объяснили, что взлом почты – это "уголовное преступление", после чего она написала заявление в полицию. Вместе с уголовным делом, которое сейчас рассматривается в Черемушкинском райсуде, Никитина заявила гражданский иск на 100 000 руб. С ее бывшего мужа взяли подписку о невыезде.   

Рассматривать это дело поручили судье Наталье Журавлевой, которая явно терялась в обилии технических терминов, когда зачитывала материалы дела. В какой-то момент прокурору пришлось пояснить ей, что Mozilla Firefox — это не сайт, а браузер.

- Вам о чем-то говорит номер страницы? – спросила судья потерпевшую, зачитав id от ее страницы в "Одноклассниках".

- К сожалению, я не имею технического образования, и мне эти номера ни о чем не говорят, — ответила Никитина.

- Я, к сожалению, тоже, — вздохнула судья. В другой раз она задалась вопросом, что такое аккаунт. "По-русски нельзя было написать? 12 раз [написано] куда они все входили?" — озадачилась Журавлева.

После того как на Никитина возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 138 УК ("Нарушение тайны переписки" — до одного года исправительных работ) и ч.1 ст. 272 УК ("Неправомерный доступ к компьютерной информации" — до двух лет лишения свободы), в квартире, где он проживает со своей новой подругой, провели обыск и изъяли его ноутбук и компьютер, с которого переписали данные. Приготовившись оглашать эту часть, судья глубоко вздохнула: "Все это получили эксперты и дали такое заключение: файл – дальше идет номер на три строки, содержащий историю посещения интернет-ресурса…", — судья продолжала зачитывать ИТ-термины. Когда она закончила, адвокат Илья Брык взял слово и заявил, что оглашенные результаты экспертизы опровергли показания потерпевшей. На следствии Никитина говорила, что часто заходила на почту и в соцсети с ноутбука своего мужа и не выходила из системы, что и позволило ему зайти под ее именем. Но, как отметил адвокат, "из заключения эксперта следует, что паролей не найдено". При этом он даже вызвался выступить экспертом.

- Я вот не поняла, где это написано (про пароли — "Право.Ru"). Ваши показания вряд ли можно использовать как вам, так и обвинению, — осадила его судья, а прокурор, в свою очередь, заявила ходатайство о вызове эксперта для пояснения отчета. У нее, как и других участников процесса, технического образования тоже не оказалось. Судья постановила заседание отложить.

Уже после процесса Олег Никитин в разговоре с "Право.Ru" признал, что действительно оставил эту запись на странице своей бывшей жены, чтобы знакомые, наконец, узнали, что они развелись. Это произошло еще в апреле 2012 года по его инициативе, но Никитина никому об этом не сказала, а в июне-июле, по словам бывшего мужа, заказала хакеру взломать его страницу, чтобы прочитать его сообщения. По факту взлома он уже написал заявление в полицию. Юлия Никитина от разговора отказалась.