ПРАВО.ru
Репортаж
12 апреля 2013, 18:55

Присяжный со "странным пониманием гражданского долга" не дождался суда

Присяжный со "странным пониманием гражданского долга" не дождался суда
Кадр видео euronews

Защита Юсупа Темерханова, который обвиняется в убийстве Юрия Буданова, не смогла добиться отмены решения о роспуске первого состава коллегии присяжных. Судьи Мосгорсуда не стали переносить заседание, чтобы выслушать заседателя из ее состава, и решили все за 20 минут. А на основном процессе прокурор опять обиделась на адвоката: медвежью услугу оказывает!

Вчера Мурад Мусаев, адвокат Юсупа Темерханова, которого судят по обвинению в убийстве бывшего полковника Юрия Буданова, попытался еще раз продемонстрировать сомнительность показаний засекреченного свидетеля под псевдонимом "Мечта". Этот очевидец преступления опознал в подсудимом киллера, но защита Темерханова сомневается, что следователи впервые допрашивали "Мечту" именно 7 ноября, то есть спустя пять месяцев после убийства. "Таких чудес не бывает! — говорил в среду Мусаев. — Скорее всего, есть еще один допрос, который от нас скрывается! И, видимо, с другими показаниями. Полагаю, что свидетель лгал о том, что его допрашивали только один раз". Адвокат ходатайствовал об "оглашении засекреченного протокола допроса", судья его отклонил, заявив, что "ходатайство с таким предположительным характером удовлетворению не подлежит", а Мусаев попытался его переформулировать. Теперь адвокат хотел, чтобы были оглашены показания, которые "Мечта" дал до того, как был засекречен.

- На днях в суде мы неожиданно услышали протокол первого допроса засекреченного свидетеля "Алана". На судебных заседаниях он опознавал Темерханова киллером, даже сообщал о толщине его бровей. Но при первом допросе у следователя он говорил, что не помнит, славянской ли наружности был стрелявший или кавказской. Также он отмечал, что не сможет вспомнить лица убийцы и не сможет его опознать, — привел пример Мусаев, а затем обосновал свое ходатайство: — Мы полагаем, что и у свидетеля "Мечта" был допрос со следователем. Об этом свидетельствует нарисованная им ранее засекреченная схема места происшествия, которая не указана ни в одном из открытых протоколов, но была предъявлена на предыдущем заседании. Более того, я видел дополнительный закрытый конверт в деле, относящийся к данному свидетелю".

Однако судья Андрей Коротков отказал в ходатайстве. Основание было прежним: предположительный характер заявления. 

Затем прокурор Мария Семененко продолжила предъявлять доказательства. В частности, она зачитала протокол осмотра обгоревшего Mitsubishi Lancer, на котором, как предполагает следствие, киллер следил за Будановым, а потом скрылся с места преступления. В этой машины были найдены перчатки и очки, на которых оказались образцы ДНК Темерханова.

- Следов рук, пригодных для идентификации личности, в машине не обнаружено. В нижнем ящике у водительской двери обнаружена пара перчаток. Под ними – складной нож с деревянной ручкой коричневого цвета. Между порогом и водительским сиденьем – еще одна пара строительных перчаток. Под водительским сиденьем – еще пара водительских перчаток. В подстаканнике – пачки сигарет. Между порогом и сиденьем – махровое полотенце голубого цвета. Волос черного цвета на нем. На переднем пассажирском сиденье – пистолет с глушителем. На нем три фрагмента волос, — читала прокурор.

- А почему вы предложение пропустили? – поинтересовался адвокат.

- Ваша честь, я прошу, чтобы мне защитник не помогал! Какую-то медвежью услугу оказывает! – голос у прокурора был возмущенный.

- Прошу стороны не комментировать во время оглашения доказательств. Пусть, что читает, то читает, — сказал судья, а прокурор все-таки прочитала ту часть протокола, которую, видимо, имел в виду Мусаев, и объяснилась с присяжными. Наверное для того, чтобы у них не сложилось впечатления, что гособвинение что-то утаивает.

- Обнаружен волос светлого цвета. Я читаю все, господа присяжные, даже слишком подробно, чтобы потом не было никаких претензий от защиты.

Гособвинение также ознакомило коллегию с генетическими заключениями экспертов, которые обнаружили ДНК одного и того же человека мужского пола на очках, перчатках и синей куртке, найденных в "Лансере", а также с протоколом обыска квартиры Темерханова в Москве и в Чеченской республике. В Москве в его квартире были обнаружены множество светокопий чужих паспортов, среди которых был и документ Джамала Парагульгова, который купил эту криминальную машину, а также белая футболка с надписью Fire and ice, которая, как считает обвинение, была на киллере.

Судьба присяжных

Вчера в Мосгорсуде было также принято решение по апелляционной жалобе адвоката Мусаева, который просил признать незаконным роспуск прежнего состава коллегии присяжных. По официальной информации, это произошло из-за того, что слишком много заседателей заболели, а запасных для замены выбывших больше не было. А адвокат Темерханова считает, что законных оснований для роспуска не было. По его мнению, болезнь присяжного позволяла отложить заседание, а не распускать коллегию.

 - Как-то в Краснодаре, когда слушалось другое дело, где я был защитником, коллегия распускалась три раза. Но в нее автоматически попадали присяжные из предыдущих, — рассказал Мусаев до начала заседания суда апелляционной инстанции, а потом намекнул, что роспуск присяжных был вызван не болезнями: — Я сегодня взял с собой в качестве свидетеля на апелляцию одного из заседателей из нашей первой коллегии. И когда он вошел в суд, тут такая свистопляска у приставов и оперативных сотрудников началась, они просто кидаться на нас стали.

- Этого присяжного со странным пониманием гражданского долга? – улыбнулся судья Коротков (после роспуска первой коллегии один из присяжных заявлял, что его права нарушены, и что он имеет право войти в ее новый состав, но судебные приставы его в зал не пустили). – Так у нас с 2013 года уже новые списки были, он в них не попал. А ваш случай в Краснодаре – на мой взгляд, странный. Присяжные должны отбираться каждый раз, иначе это искусственная коллегия получается.

Но рассмотрения жалобы этот свидетель не дождался — оно началось после 18.00, а бывший присяжный к этому времени уже ушел из суда. В результате Мусаев только повторил свои аргументы, а также обратил внимание судей апелляционной инстанции, что обстоятельства роспуска коллегии присяжных были подозрительными: она была очень стабильной, работала три месяца, пережила новогодние праздники, и вдруг за три процессуальных дня были исключены семь человек.

Но на судей Мосгорсуда эти слова впечатления не произвели. Они отклонили ходатайство о переносе заседания, чтобы тот самый присяжный "со странным пониманием гражданского долга" мог выступить в суде. 20-минутное заседание закончилось тем, что жалоба адвоката Мусаева удовлетворена не была и решение судьи Короткова о роспуске присяжных осталось в силе.