ПРАВО.ru
Интерправо
18 января 2012, 0:54

"Лживые показания" Березовского vs "нечестность" Абрамовича - хроника "процесса года" в Высоком суде Лондона

"Лживые показания" Березовского vs "нечестность" Абрамовича - хроника "процесса года" в Высоком суде Лондона
Фото с сайта www.rb.ru

В Высоком суде Лондона подходят к концу судебные разбирательства между российскими миллиардерами Борисом Березовским и Романом Абрамовичем. Процесс, в центре которого находится спор о том, был ли Березовский совладельцем компаний "Сибнефть" (ныне — "Газпромнефть") и "Русал", и были ли эти активы проданы им Абрамовичу по заниженной цене, стал одним из самых дорогостоящих в британском правосудии. $5,6 млрд — такую компенсацию требует от своего бывшего партнера Березовский, заявляющий, что вынужден был продать акции этих двух компаний и телеканала ОРТ под давлением. Абрамович, в свою очередь, настаивает на том, что Березовский никогда не был реальным совладельцем бизнеса, а выплаты получал за предоставление "крыши".

В своих заключительных выступлениях адвокаты Абрамовича и Березовского попытались дискредитировать показания истца и ответчика, а также привлеченных ими свидетелей. Сначала в конце прошлого года Джонатан Сампшн, представлявший Абрамовича (со стенограммой его выступления можно познакомиться здесь и здесь) заявил, что "Березовский постоянно и специально давал лживые показания". "Мы считаем, что он специально придумал какие-то факты, — сказал Сампшн, недавно официально вступивший в должность судьи Верховного суда Великобритании. — Доверять ему нельзя. Он свои утверждения подгоняет под те факты, которые ему нужно доказать".

Во вторник, 17 января, пришла очередь Лоуренса Рабиновица, адвоката Березовского. "Нечестность Абрамовича, его свидетелей, эта циничность процесса — один из общих моментов, важных для оценки фактов дела", — заявил он. А затем остановился на четырех моментах, которые, по его мнению, разрушают главный аргумент Абрамовича и его защиты: то, что Березовский никогда не владел спорными активами, а все выплаты в его адрес были вознаграждением за так называемое "крышевание".

"Первый касается момента окончания дружбы Абрамовича и Березовского, это май 2001 года, когда была выплата $1,3 млрд, — сказал Рабиновиц. — Суду нужно установить истинную причину прекращения дружбы сторон". По его словам, если принять аргументы ответчика, то Березовский должен был бы всю жизнь благодарен Абрамовичу за такую выплату, но "этого не произошло, совсем наоборот". Второй момент, на который обратил внимание суда Рабиновиц, это то, что, по его мнению, у Абрамовича нет защитной аргументации, подтверждающей, что Березовский и Бадри Патаркацишвили не являлись акционерами "Сибнефти" и "Русала". Третий касается заниженной цены продажи доли "Сибнефти". "Поскольку суд не заслушивал экспертов по оценке, то мы полагаемся на неоспоренные показания Березовского, что 50% „Сибнефти“ стоили дороже, чем $1,3 млрд", — сказал адвокат. А четвертый момент, по его словам, это отсутствие подтверждения под утверждением Абрамовича о том, что встречи на мысе Антиб [на ней у Березовского якобы выдавили согласие на сделку — прим. ред.] не было. "Абрамович, утверждая это, ссылался на воспоминания третьего лица, которое не вызывалось в суд в качестве свидетеля", — сказал Рабиновиц.

Сговор со свидетелями и противоречия в показаниях

Большое внимание адвокат Березовского уделил тому, чтобы доказать факт сговора между Абрамовичем и его свидетелями. Про его словам, установлено, что ответчик и его свидетели обсуждали показания между собой. В качестве примера такого сговора Рабиновиц привел изменение показаний стороны ответчика относительно договоренности от 1995 года по ОРТ. "Сначала они называли это договором о финансировании ОРТ, однако поскольку были и выплаты, не связанные с ОРТ, то Абрамович и его свидетели изменили свои воспоминания, заявив, что это была договоренность о крышевании. Как это могло быть без сговора?" — риторически спросил Рабиновиц.

Еще одним подтверждением сговора между Абрамовичем и его свидетелями адвокат назвал показания Олега Дерипаски, Евгения Швидлера и самого ответчика о появлении Березовского на встрече в отеле "Дорчестер" в халате. "Эта история была сочинена Абрамовичем и его свидетелями… Это абсолютная циничная ложь!" — воскликнул представитель истца.

В контексте противоречивости показаний стороны Абрамовича прозвучала и тема разговора в Ле Бурже, где шла речь о партнерстве Абрамовича, Березовского и Патаркацишвили. Одним из доказательств того, что она имела место, является транскрипт беседы. "Сначала Абрамович пытался оспаривать аутентичность этого документа, а когда это не удалось, Сампшн начал занижать значение транскрипта… Абрамович назвал его неясным, путаным документом", — напомнил суду Рабиновиц.

Нашел он и еще один слабый момент у стороны ответчика — 6 месяцев она отказывалась раскрывать информацию о платежах Абрамовича в адрес Березовского и Патаркацишвили (так называемый "Большой баланс", 10-страничная таблица). "Там всего два листа пояснений. Непонятно, что там можно было делать 6 месяцев", — Рабиновиц всячески показывал свое недоумение.

Размер выплат как доказательство

"Выплаты [Абрамовича] являются якорем в этом деле. Единственное, что объясняет выплату таких огромных сумм, это то, что Березовский и Патаркацишвили на самом деле владели акциями", — заявил Рабиновиц. По его словам, та работа, которую делали в 1995 году Березовский и Патаркацишвили при создании "Сибнефти", "шла гораздо дальше, чем политическое лоббирование". Вклад Березовского в создание компании, по мнению адвоката, заключался в следующем: без Березовского руководство "Ноябрьскнефтегаза" и Омского НПЗ не пошло бы навстречу Абрамовичу, кроме того Березовский познакомил Абрамовича с банком СБС и предоставил его владельцу Александру Смоленскому свою личную гарантию. Также именно Березовский убедил Михаила Ходорковского, что он должен пойти на риск, когда его банк "Менатеп", с одной стороны, предоставлял гарантию для СБС, а, с другой, сам участвовал в аукционе, чтобы он состоялся и был действительным.

Перейдя к вопросу об ОРТ и обстоятельствах того, почему Березовский отказался от своей доли в телеканале, Рабиновиц пустился в такие рассуждения: "Если ранее Березовский отказался продать ОРТ даже за $300 млн, то почему тогда он согласился продать его Абрамовичу за половину суммы, за $150 млн". По мнению адвоката, это невозможно без давления, а оказывалось оно в виде ареста партнера и друга Березовского Николая Глушкова. "Если Абрамович, как он сам утверждает, давал деньги Березовскому вообще ни за что, то зачем последнему надо было безо всякого принуждения продавать акции ОРТ, которые были так дороги его сердцу", — недоумевал перед судом адвокат.

По материалам kommersant.ru и Газета.Ru

Выступление Рабиновица, как ожидается, продлится еще несколько дней.

С исковым заявлением Бориса Березовского к Роману Абрамовичу можно ознакомиться в разделе "Документы, досье". В том же разделе "Право.Ru" публикует стенограммы наиболее интересных судебных заседаний по делу "Березовский vs Абрамович".

***

Березовский подал иск к Абрамовичу в лондонский суд в июне 2007 года. Истец утверждает, что Абрамович под давлением заставил его продать акции компаний "Русал" и "Сибнефть", а также телеканала "ОРТ" по слишком низкой цене. Эти сделки были совершены в начале 2000-х годов, когда Березовский эмигрировал в Великобританию, опасаясь, по его словам, преследования со стороны российских властей. "По словам Березовского, методы запугивания со стороны Абрамовича включали угрозу экспроприации доли Березовского в „Сибнефти“, а также намек на то, что в случае, если Березовский согласится на продажу, его друг Николай Глушков будет освобожден из тюрьмы", — сказано в пресс-релизе адвокатов, представляющих интересы опального российского бизнесмена. В общей сложности Борис Березовский требует взыскать с Абрамовича $5,56 млрд потерь, из них $554 млн — по "Русалу". 

Что касается "Русала", то в судебных материалах утверждается, что Абрамович по трастовому договору управлял 50% этой компании, а владельцами этого пакета, кроме него, были Березовский и его бизнес-партнер Бадри Патаркацишвили. При этом, по утверждению юристов Березовского, Абрамович согласился не продавать акции "Русала" без согласия Березовского и Патаркацишвили, но нарушил условия трастового договора и в 2003 году уступил Олегу Дерипаске свои акции "Русала", что позволило последнему довести свою долю в компании до 75%. Кроме того, сама продажа акций Абрамовичем снизила стоимость пакета акций, принадлежавшего Березовскому и Патаркацишвили, сказано в исковом заявлении.

Адвокаты Абрамовича изначально пытались добиться, чтобы Высокий суд Лондона не принял к рассмотрению иск Березовского, но не преуспели в этом. Затем, на предварительном этапе процесса, тактическое поражение потерпела сторона Березовского. Его адвокат настаивал на применении в процессе либо английского, либо французского права, поскольку в марте 2000 года в лондонском отеле Dorchester он вместе с Абрамовичем, Патаркацишвили, а также Дерипаской и Евгением Швидлером договорились руководствоваться английским правом относительно сделки по "Русалу". Ответчик, в свою очередь, полагал, что в деле следует применять российское право, и в конце марта 2011 года Высокий суд Лондона удовлетворил ходатайство адвокатов Абрамовича на этот счет.