ПРАВО.ru
Интерправо
14 июня 2013, 21:55

Верховный суд США постановил, что человеческие гены не могут быть запатентованы

Верховный суд США в этот четверг пришел к единогласному решению и постановил, что человеческие гены не могут быть запатентованы. Это решение, вероятно, может способствовать снижению стоимости генетических обследований при угрозе здоровью, а также отпугнуть инвесторов от вложения средств в некоторые области генетических исследований, сообщает The New York Times.

Дело касалось патентов, принадлежащих компании из штата Юта Myriad Genetics, на гены, которые связаны с повышенным риском наследственного рака груди и яичников. Патенты были оспорены учеными и врачами, заявившими, что их исследования были бы тщетны, а они были бы бессильны помочь пациентам.

После того, как о постановлении стало известно, по крайней мере три компании и две университетских лаборатории заявили, что они начнут предлагать генетические обследования в области рака молочных желез. Обследования, проводимые ранее, обычно стоили более $3000 и большей частью принадлежали компании Myriad, что делало их недоступными для большинства женщин. Myriad не давала другим компаниям проводить обследования и исследования на основе своих открытий и подавала иски о нарушении патентных прав против этих организаций.

Судья Кларенс Томас отметил, что компания Myriad "ничего не создала, а только лишь обнаружила важный и значимый ген, но отделение этого гена от окружающего его генетического материала не является изобретением".

Также суд собирается вынести решение по поводу проведения научных исследований и медицинского тестирования в других областях. Судья привел пример резкого различия между природной ДНК и синтетически созданной в лаборатории, которое может привести к изменению рода научных исследований и разработок, проводимых предприятиями, инвестирующими средства в дорогостоящие работы по изучению генетического материала.

Суд, вынося решение, учел и позицию администрации президента Барака Обамы, призвавшей судей постановить, что отделенная ДНК не может быть запатентована, но созданная искусственно в лаборатории – т.н. комплементарная ДНК или кДНК – должна быть защищена в соответствии с патентным законодательством. Это второе решение означает частичную победу компании Myriad и других компаний, инвестирующих в генетические исследования.

Спорный вопрос по поводу данных конкретных генов привлек внимание общественности, когда актриса Анжелина Джоли сообщила в мае, что ей была сделана двойная мастэктомия. На операцию актриса решилась после того, как обследования показали, что она унаследовала мутировавший ген, означающий высокий риск развития рака молочной железы.

В своем заявлении президент компании Myriad Питер Мелдрам отметил, что у компании "все еще остается мощная защита интеллектуальной собственности", распространяющейся на их генетические обследования.

Вопрос, являются ли изолированные гены "продуктом природы", который не может быть запатентован, или "сделанным человеком изобретением", имеющим право на патентную защиту, стал самым главным для судей при рассмотрении этого дела. Судья Томас объявил, что "сегмент ДНК природного происхождения остается продуктом природы и не может быть запатентован только потому, что он изолирован". Поэтому, согласно решению суда, нельзя запатентовать обнаруженные компанией Myriad гены BRCA1 и BRCA2, даже несмотря на то, что она сделала открытие об их точном местонахождении, определила их последовательность и разработала тесты для обнаружения их мутаций. Тем не менее судья Томас заявил, что компания Myriad, как и другие, может получать прибыль от своих исследований другими способами, например, создавать кДНК в лаборатории, что является изобретением и имеет право на патентную защиту, или запатентовать способы выделения генов, а также получать патенты на новые применения знаний, полученных через генетические исследования.