ПРАВО.ru
Практика
8 сентября 2020, 17:03

Громкие лозунги: юристы о новой «межведомственной» защите бизнеса

Громкие лозунги: юристы о новой «межведомственной» защите бизнеса
Главы Генпрокуратуры, СКР, МВД, ФСБ и ФТС подписали документ, регламентирующий проведение оперативно-разыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия в отношении предпринимателей. Согласно сообщениям СМИ, основной акцент в нём сделан на невмешательстве в гражданско-правовые отношения компаний. Эксперты надеются, что документ не будет носить лишь декларативный характер.

Документ, о котором узнал «Коммерсант», предусматривает, что проведение оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ) недопустимо, если они приведут к вмешательству в гражданско-правовые отношения.

По мнению управляющего партнёра МКА «Солдаткин, Зеленая и Партнёры» (SZP Law) МКА «Солдаткин, Зеленая и Партнёры» (SZP Law) Федеральный рейтинг. группа Семейное и наследственное право группа Уголовное право Дмитрия Солдаткина, формулировка о невмешательстве может быть «успешно нивелирована» по аналогии с тем, как это происходит при аресте предпринимателей. Следствие и суд констатируют, что совершённое преступление не связано с предпринимательской деятельностью, а было направлено, например, на хищение. Такие формулировки встречаются, несмотря на явное противоречие даже формальной логике, констатирует Солдаткин. 

Изъять можно не все

Ещё одно положение – изъятие оригиналов документов и носителей информации о хозяйственной деятельности возможно в тех случаях, когда их необходимо изучить в рамках доследственной проверки или при возбуждении уголовного дела. При этом у бизнеса должна быть возможность сделать копии изъятого. Нельзя забирать предметы, которые не относятся к предмету проверки. Кроме тех, реализация которых запрещена в России в целом или в конкретном случае из-за отсутствия у компании лицензии.

Как отметил партнёр Адвокатское бюро ZKS Адвокатское бюро ZKS Федеральный рейтинг. группа Уголовное право 33место По выручке Профайл компании Кирилл Махов, сегодня правоохранительные органы зачастую изымают почти всю документацию по деятельности организации, ссылаясь на то, что это имеет значение для проверки или расследования дела. При этом компании не всегда успевают сделать копии быстро, им приходится обращаться за этим в правоохранительные органы и согласовывать удобную для всех дату, что может занять не одну неделю. Положения подписанного документа могут повлиять на ситуацию, но произойдёт ли это – вопрос.

Другой пункт – нельзя изымать предметы и документы о ведении хозяйственной деятельности у тех, кто не является подозреваемым или обвиняемым. Исключение возможно в том случае, если эти документы могут стать доказательствами по уголовному делу. 

Махов назвал этот пункт «интересным», поскольку решение о признании доказательством предмета или документа следователь принимает только после изучения материла.

«Фактически может быть изъято множество предметов и документов со ссылкой на то, что они все могут быть признаны вещественными доказательствами по уголовному делу, однако после их осмотра и изучения будет принято решение о признании вещественными доказательствами лишь части», – пояснил Махов.

Руководителям правоохранительных органов предписывается следить за тем, чтобы их подчинённые не обращались в суд с ходатайствами об аресте предпринимателей без конкретных оснований. При заключении под стражу или под домашний арест бизнесмена ему должно быть предоставлено неограниченное право на свидания с нотариусом для оформления доверенностей на дальнейшую работу подконтрольных подследственному структур.

Органы прокуратуры обязаны выявлять случаи повторных проверок одних и тех же бизнес-структур, которые могут свидетельствовать о противоправных действиях силовиков. Если сроки расследования уголовных дел превышают 12 месяцев, то прокуроры на местах должны сообщить об этом в центральный аппарат Генеральной прокуратуры. Если следствие затягивается путём приостановления или прекращения дела с последующим его возобновлением, прокуроры должны сообщить об этом высшим руководителям следственных органов.

«Более качественный контроль за органами, осуществляющими оперативно-разыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие, может способствовать прекращению целого ряда уголовных дел ввиду отсутствия составов преступлений», – считает председатель Адвокаты и Бизнес Адвокаты и Бизнес Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые коммерческие споры: mid market) группа Банкротство (споры mid market) группа Уголовное право 17место По выручке Дмитрий Штукатуров.

Громкие лозунги?

В целом опрошенные эксперты сочли перечисленные изменения важными, но озвучили сомнения по поводу их реализации. Чтобы доказать свою эффективность, нововведение должно пройти проверку практикой, отметил Штукатуров. Она обнажит недоработки в области регулирования оперативно-разыскных мероприятий.

Очень хочется верить, что документ не будет носить декларативный характер и преломит сложившуюся практику незаконного уголовного преследования бизнеса, заявил Солдаткин.

Управляющий партнёр Яблоков и партнеры Яблоков и партнеры Региональный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры: high market) группа Уголовное право группа Налоговое консультирование и споры 20место По количеству юристов Вячеслав Яблоков допустил, что подписанный документ – это просто «громкий лозунг». По его мнению, до тех пор, пока в соответствующих законах не будет чётко сформулированных и однозначно понимаемых запретов для силовиков, принятие подобных бумаг – это «сотрясание воздуха». 

Махов согласился: о нарушениях при преследовании предпринимателей в последнее время говорят действительно многие, но ситуация от этого сильно не меняется. Многие вопросы остаются нерешенными.