ПРАВО.ru
Новости
26 марта 2014, 17:15

ФАС решила стать предупредительным органом

ФАС решила стать предупредительным органом

Проект поправок в Федеральный закон "О защите конкуренции", или "4-й антимонопольный пакет", разработанный Федеральной антимонопольной службой в прошлом году, встретился с активным противодействием со стороны юристов. В результате, после продлившихся почти год дебатов, он так и не был внесен правительством в Госдуму. На днях ФАС представила экспертам новые либеральные поправки к антимонопольному законодательству.

Специалисты, собравшиеся на ежегодном форуме Объединения корпоративных юристов, в целом предложениями ФАС остались довольны. Запланирован, в частности, переход от правоохранительной деятельности антимонопольной службы к предупредительной, устранение ряда административных барьеров для бизнеса, отказ от контроля за использованием исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и уменьшение государственного вмешательства в экономику.

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, обозначив ключевые моменты проекта, подчеркнул, что ведомством взят курс на сокращение сферы применения антимонопольного законодательства, и ФАС планирует продолжить его либерализацию.

ФАС России – орган предупредительного контроля

В новых поправках сфера применения института предупреждения и предостережения нарушений антимонопольного законодательства значительно расширяется. Она распространится на злоупотребления доминирующим положением, в том числе на действия с признаками недобросовестной конкуренции, а также на деятельность органов государственной власти. 

Как сообщил начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский, преимущества от этих нововведений получат все. Бизнес сможет устранить допущенное нарушение без штрафов, а в судах резко сократится количество рассматриваемых дел. Причем, по ожиданию ведомства, число дел уменьшится на 200–300 %. Антимонопольный орган сможет сконцентрировать свою деятельность на крупных делах, имеющих серьезное значение для развития конкуренции. Кроме того, потребители смогут эффективно и оперативно защищать свои права.

Он подчеркнул, что в отношении органов власти, ввиду длительности рассмотрения дел, будет полезно распространить предупредительные меры. При этом, поскольку их ответственность снижается из-за отсутствия наказаний, ФАС намерена изменить действующую систему, в которой при повторном нарушении предусмотрена альтернатива – дисквалификация или назначение штрафа. Разработчик поправок предлагает оставить в качестве наказания за повторное нарушение только дисквалификацию.

– Единственное исключение, когда предупреждение не должно применяться, – это вопросы, связанные с интеллектуальной деятельностью. Интеллектуальное воровство должно наказываться жесткими санкциями, здесь антимонопольное ведомство непреклонно, – заверил Пузыревский.

Статистика показывает, правда, что из числа выданных предупреждений и предостережений исполняется порядка 75 % – таковы результаты исследований, проведенных ФАС. Причем еще 20 % нарушений устраняется с минимальными погрешностями, и лишь 5 % доходят до суда.

– Ясно совершенно, что людей, которые глубоко знают антимонопольное законодательство, в России немного, – высказал мнение ведомства Андрей Цыганов. – Поэтому ждать от руководителей, например средних компаний, абсолютного понимания того, что можно делать, а что нельзя, что противоречит антимонопольному законодательству, а что нет, иногда достаточно сложно. Допускаются в силу ряда причин, иногда просто невежества, достаточно простые и понятные нарушения. Мы убеждены, что в таких случаях профилактические меры могут оказаться более полезными, чем жесткие санкции, загоняющие в угол.

ФАС отказался от ведения реестра субъектов, занимающих долю более 35 % рынка

Пресловутый реестр монополистов и его использование при рассмотрении антимонопольных споров, вызывали множество нареканий, его решено устранить с принятием четвертого пакета. Во-первых, это снимет ответственность с субъектов, которые в нем были, поскольку их дополнительная нагрузка заключалась в обязанности согласовывать каждую сделку с антимонопольным ведомством.

– По нашим скромным подсчетам, наполовину, а может и на две трети, уменьшится количество ходатайств, которые согласуются с антимонопольной службой по причине того, что субъект находится в реестре. Это существенное послабление для бизнеса – возможность заключать сделки без предварительного давления. Причем порядка 50 % этих сделок опасений с точки зрения конкуренции не вызывают, – пояснил Сергей Пузыревский.

Пока в проекте речь идет о том, что реестр устраняется полностью, единственный предусмотренный порог согласования – это совокупная сумма активов, участвующих в сделке, превышающая 7 млрд руб. Однако еще предстоит решить, возможно ли применение нормы в таком виде.

Для ФАС устранение реестра означает, что каждый раз, когда возбуждается антимонопольное дело, она будет проводить анализ рынка и устанавливать доминирующее положение, связанное с рассмотрением конкретного случая, только по факту. Причем все эти процедуры необходимо будет производить в трехмесячный срок.

Новшество, которое, по словам Пузыревского, недавно появилось в пакете именно по предложениям юристов и о котором долго велись дискуссии, – это прописанная в законе обязанность антимонопольной службы всегда проводить анализ товарного рынка по любому делу о нарушении антимонопольного законодательства.

– Для себя мы таким образом усложняем задачу, но зато бизнесу становится понятно, что формального решения данных вопросов с нашей стороны быть не может, – подчеркнул он.

Отказ от двойной ответственности

Пакет поправок призван устранить неточность в законодательстве, связанную с возможностью антимонопольной службы наказывать нарушителей вдвойне: оборотным штрафом и предписанием о перечислении в бюджет доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.

Кстати, ФАС этой возможностью не воспользовалась ни разу, осознавая избыточность такого наказания. Однако поскольку в законодательстве применение таких санкций предусмотрено, в новом пакете "неопределенность" исправлена и бизнесу не придется надеяться на добрую волю антимонопольного органа.

В делах, где возможно применение этих двух санкций, скорее всего, вопрос будет решаться по принципу "что больше". Если предписание – то логичнее использовать его, считают в ФАС, если больше оборотный штраф – то оборотный штраф. Будет ли этот принцип прописан в законе, пока неизвестно.

Устраняются юридические риски в нормах о сделках субъектов естественных монополий

Изменения в законодательство коснутся и субъектов естественных монополий, к сделкам с участием которых устанавливается ряд требований. 

Предлагаемые поправки предусматривают отмену ст. 6 Федерального закона "О защите конкуренции", применение которой позволяло признавать хозяйствующие субъекты с долей менее чем 35 %, занимающие доминирующее положение.

По сути, эта норма также не работала, единственный случай ее применения зафиксирован по отношению к субъекту с долей 30 %. Но поскольку она является так называемым юридическим риском при осуществлении предпринимательской деятельности, ее тоже по предложению юридического сообщества решено устранить.

Применение антимонопольного законодательства к объектам интеллектуальных прав отменено

В дорожной карте планировалось определить, каков порядок применения антимонопольных норм к объектам исключительных прав интеллектуальной собственности. Однако получив, по словам представителей антимонопольного ведомства, "все возможные отрицательные заключения по этому вопросу", от этой темы разработчики документа вынуждены были отказаться. Они решили, что "никаких авторских и исключительных прав у ФАС в результате не сохранится".

Антимонопольное законодательство регулирует вопросы, связанные с обращением товаров, а не с использованием исключительных прав, в них антимонопольный орган не вмешивается, пояснил Сергей Пузыревский.

– Не дайте себя запутать, коллеги, – обратился он к юристам. – ФАС не пытается покуситься на исключительные права. Дело в том, что интеллектуальная монополия не регулируется законом о защите конкуренции. Нормы, которые касаются исключительных прав, антимонопольным законодательством вообще не регулируются, эти вопросы отнесены к Гражданскому кодексу.