ПРАВО.ru
Новости
28 мая 2014, 18:25

Прокурорская вертикаль с деформацией

Прокурорская вертикаль с деформацией
Фото с сайта newskey.ru

Советское правительство учредило органы прокурорского надзора лишь спустя пять лет после ликвидации прокуратуры дореволюционной России. Новое ведомство вошло в состав Народного комиссариата юстиции, затем переместилось под крыло Верховного суда СССР при ЦИК СССР. Понадобилось еще одиннадцать лет для того, чтобы прокуратура получила правовой статус самостоятельного государственного органа. Однако независимость ведомства уже была серьезно деформирована.

28 мая 1922 года председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Михаил Калинин подписал "Положение о прокурорском надзоре". Как следует из преамбулы нормативного акта, учреждение государственной прокуратуры было предпринято "в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью".

Нарком юстиции и прокурор республики – в одном лице

Проект положения, принятый на третьей сессии ВЦИК IX созыва, был подготовлен по поручению главы правительства Владимира Ульянова (Ленина) Народным комиссариатом юстиции. Согласно документу, глава этого ведомства Дмитрий Курский (выпускник юридического факультета Московского университета 1900 года) одновременно становился Прокурором Республики, а в составе наркомата был образован Отдел прокуратуры. Его первоначальная структура состояла из помощников прокурора, один из которых выполнял прокурорские обязанности при Ревтрибунале ВЦИК, и четырех подотделов: общего управления и личного состава прокурорского надзора, общего надзора, надзора за органами следствия, дознания и местами лишения свободы и государственного обвинения со следственной частью. 

Для Наркомюста появление профильного отдела не стало чем-то новым. После упразднения в 1917 году всех правоохранительных, контролирующих и надзорных институтов царской России органы юстиции уже осуществляли некоторые функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов, издаваемых революционными властями. Элементы надзора отчасти были присущи Рабоче-крестьянской инспекции и ВЧК, а также коллегиям государственных обвинителей при ревтрибуналах и Центральной коллегии государственных обвинителей при Ревтрибунале ВЦИК. Последние надзирали за соблюдением законности при расследовании преступлений, поддерживали в судах государственное обвинение по уголовным делам, приносили кассационные протесты на незаконные и необоснованные приговоры судов (о коллегиях общественных обвинителей при местных исполкомах читайте на "Право.ru" здесь).

Однако перечисленные ведомства не имели необходимых властно-распорядительных полномочий для обеспечения единого подхода к исполнению законов. Положение от 28 мая 1922 г. привело эту деятельность к общему знаменателю. Централизованное осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, включая бывшую ВЧК, преобразованную в ГПУ, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц "путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений", "непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений", "поддержание обвинения на суде" и наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей сосредоточивалось в руках прокуроров. 

В прокуратуру – с начальным образованием 

В короткие сроки в стране была выстроена прокурорская вертикаль. В непосредственном подчинении Прокурора республики в каждой губернии и области состоял назначенный им прокурор из работников Центра или из числа кандидатов, выдвигаемых местными органами власти. Получили своих прокуроров реввоентрибуналы и военно-транспортные ревтрибуналы, которые замыкались на помощнике Прокурора республики, состоящем при Ревтрибунале ВЦИК. Однако их назначением, увольнением и перемещением ведал Прокурор республики. В автономных республиках прокуроры назначались и отзывались республиканскими ЦИК, но в вопросах общефедерального законодательства главы прокуратур были подчинены и подотчетны Москве (прокуратуры автономных областей приравнивались к прокуратурам при губисполкомах). Серьезной проблемой при этом стала нехватка квалифицированных кадров. Так, к 1923 году 70% из 53 назначенных губернских прокуроров не имели юридического образования, а из 768 должностей помощников прокуроров было замещено только 423, причем каждый второй назначенец имел за спиной лишь начальное образование. А прокуратуру, созданную всего год назад, ждал очередной этап реформирования. 

Формальная автономность

6 июля 1923 года постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР Президиуму ЦИК было поручено в связи с принятием первой Конституции СССР разработать Положение о Верховном Суде Союза ССР, определяющее статус, компетенцию и порядок его деятельности. Документ был утвержден 23 ноября того же года, а в январе 1923-го был принят Основной закон СССР. В соответствии со ст. 43 Конституции при ЦИК учреждался Верховный суд, а в его составе, согласно ст. 46, учреждался пост Прокурора ВС СССР. И только 20 июня 1933 года было принято совместное постановление ЦИК и СНК СССР "Об учреждении Прокуратуры Союза ССР", а 17 декабря того же года было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР. К отраслям прокурорского надзора были отнесены: общий надзор, надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор (наблюдение) за правильным и единообразным применением законов судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений. 

Формально органы прокуратуры приобрели самостоятельность. Однако длительное функционирование прокуратуры непосредственно в системе органов исполнительной власти серьезно деформировало ее деятельность, поставило в один ряд с другими карательными органами, осуществлявшими уголовные репрессии в период сталинского террора и "хрущевской оттепели".

С текстом "Положения о прокурорском надзореможно ознакомиться благодаря проекту "Наука права".