ПРАВО.ru
Новости
10 июня 2014, 23:00

"Во избежание задержки движения автоинспектор с согласия пассажира обязан проверить документы в пути"

"Во избежание задержки движения автоинспектор с согласия пассажира обязан проверить документы в пути"
Фото с сайта samlib.ru

10 июня 1920 года Председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ульянов (Ленин) и управделами СНК Владимир Бонч-Бруевич подписали декрет "Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (Правила)". В этом нормативном акте впервые упоминались автоинспекторы, а также фактически утверждалось правостороннее движение. Кроме того, декрет регламентировал, кому персонально предоставлено право поездок на автомобилях по столице и Московской губернии и в каких целях использование служебного автотранспорта "безусловно запрещено".

Милиционерам было предписано наблюдать, "чтобы ломовые извозчики с кладью следовали по правой стороне улицы в один ряд" 

Первую попытку упорядочить дорожное движение на улицах Москвы и в Московской губернии Советское правительство предприняло в условиях почти полного отсутствия автомобилей. Поэтому не удивительно, что "Инструкция о пользовании автомобилями и мотоциклами и о порядке движения по г. Москве и ее окрестностям", утвержденная Моссоветом 31 июля 1918 года, в число участников дорожного движения, которые должны подчиняться установленным правилам, включала также велосипедистов, ломовых извозчиков и даже рабочих с ручными тележками и санками.

Контроль за порядком и безопасностью движения транспорта на улицах и дорогах был возложен на милицию. Согласно инструкции об организации советской рабоче-крестьянской милиции от 12 октября 1918 года, милиционер должен был поддерживать на улицах своего поста "свободное и безопасное движение". В его обязанности входило "не допускать езды на лошадях и велосипедах по тротуарам", "наблюдать, чтобы маляры с ушатами, ведрами и другими красильными принадлежностями […] и др. категории рабочих с ручными тележками и санками по тротуарам не ходили, а следовали по дорогам, подчиняясь общему порядку движения на улице", "не дозволять играть на улице перед домами в мячи, бабки и тому подобные игры, пускать бумажные змеи, носить непокрытые зеркала, чтобы не пугать лошадей, загромождать тротуары бочками, тарными ящиками, дровами, а разносчики и торговцы не загораживали своими лотками свободный проезд по мосту и проход по тротуару", "если для нагрузки или выгрузки товаров положены поперек тротуара так называемые спуски, то наблюдать, чтобы эта работа не задерживала движение на улице", наблюдать, чтобы ломовые извозчики с кладью следовали по правой стороне улицы в один ряд…". 

"Останавливать в случае надобности автомашины не иначе как поднятием флажка днем или фонаря ночью"

Декрет СНК от 10 июня 1920 года положил начало развитию советского законодательства в области безопасности дорожного движения. В этом нормативно-правовом уже упоминаются автоинспекторы Транспортного отдела Московского совета рабочих и красноармейских депутатов. При исполнении служебных обязанностей инспектор должен был иметь при себе мандат, составленный по установленной форме за надлежащими подписями. "Автоинспекторам разрешается останавливать в случае надобности автомашины не иначе как поднятием флажка днем или фонаря ночью", – гласила ст. 32 декрета. А следующая статья предписывала автоинспектору во избежание задержки движения с согласия пассажира "проверить документы в пути, сопровождая машину". 

Милиции и "прочим властям" вменялось в обязанность "оказывать автоинспекторам при исполнении ими служебных обязанностей всяческое содействие вплоть до применения в крайних случаях оружия". Лица, которые не подчинялись законным требованиям транспортной инспекции, подлежали немедленному аресту и "представлению в Московскую Чрезвычайную Комиссию".

В свою очередь, Всероссийская и Московская ЧК, "когда признают необходимым произвести особую проверку в целях задержания курсирующих машин или в целях контроля над деятельностью автоинспекции, о своих операциях заблаговременно извещают Президиум Моссовета.

Использование автомобилей для поездки в театры и концерты запрещалось

Кроме того, в декрете правительства были сформулированы основные требования безопасности дорожного движения. Так, устанавливалось ограничение скорости движения автотранспорта по времени суток, а также воспрещалась "езда левой стороной, обгон на узком месте и срезание углов". Всем машинам предписывалось: иметь "какой-либо звуковой сигнал", кроме милицейского свистка с горошиной в свистке, "как вызывающая панику на улицах", воспрещено.

Право поездок на автомашинах в Москве и Московской губернии декрет предоставлял персонально "членам президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Народным Комиссарам, членам Коллегий Народных Комиссариатов, Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности, членам Малого Совета Народных Комиссаров, членам Революционного Военного Совета Республики, членам президиумов Московского Совета Рабочих и Красноармейских Депутатов, Высшего Совета Народного Хозяйства, Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов, Центрального Союза Потребительских Обществ и едущим с ними лицам". Прочим советским работникам и сопровождающим их лицам разрешалось, согласно документу, пользоваться автомашинами "в особо уважительных случаях по визированным Московской Чрезвычайной Комиссией специальным удостоверениям учреждения, в коем они служат". Запрещалось пользование автомобилями для поездки в театры, концерты и т.п.

Об ответственности за нарушения ПДД

Ответственности за нарушение правил автодвижения подлежал, согласно декрету "Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (Правила)", широкий круг лиц: водитель, дежурные нарядчики, заведующие гаражами и заведующие транспортными отделами, а также лицо, в распоряжение которого была подана машина. Виновные подвергались взысканиям в административном порядке, согласно обязательному постановлению Московского совета рабочих и красноармейских депутатов, и предавались народному суду.

С текстом декрета СНК "Об автодвижении по городу Москве и ее окрестностям (Правила)" можно ознакомиться благодаря проекту "Наука права".