ПРАВО.ru
Новости
11 октября 2014, 0:01

Поправки в УПК о возбуждении налоговых дел узаконены в компромиссной редакции

Поправки в УПК о возбуждении налоговых дел узаконены в компромиссной редакции
Фото с сайта largo.ru

Сегодня Госдума вернула ко второму чтению президентский законопроект, предполагающий отмену "медведевских" поправок в УПК РФ, которые запрещают следователям возбуждать "налоговые" дела без представлений из налоговых органов, после чего приняла изменения в кодекс в компромиссной редакции сразу во втором и третьем чтениях, сообщается в материалах ГД (о предыдущих этапах рассмотрения этого законопроекта в Госдуме читайте в "Право.Ru" здесь и здесь).

Принятым законом, в частности, статья 144 УПК "Порядок рассмотрения сообщения о преступлении" дополнена тремя новыми частями. Так, частью семь предусматривается, что при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.1 УК РФ, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. 

Частью восьмой устанавливается, что по результатам рассмотрения материалов, направленных следователем, налоговый орган не позднее 15 суток после получения материалов должен выполнить ряд действий. Во-первых, направить следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения. Во-вторых, информировать следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу. И в-третьих, информировать следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

И наконец, частью девятой предусматривается, что после получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.1 УК РФ, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой статьи 144 УПК, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

С текстом Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (законопроект № 357559-6) можно ознакомиться здесь.