ПРАВО.ru
Новости
17 июля 2015, 1:07

Молодые адвокаты рассказали о социальных обучающих программах

Молодые адвокаты рассказали о социальных обучающих программах
Фото Елена Овчаренко

Адвокаты часто оказывают бесплатную помощь населению, ведут просветительскую работу, но никто об этом не знает, недовольны в руководстве Адвокатской палаты Московской области и ищут способы вести статистику на этот счет. В это время молодые адвокаты делятся успехом в организации школ молодых юристов, семинаров для предпринимателей и опыте правового просвещения в интернете.

Сегодня участники юридического дискуссионного клуба Совета молодых адвокатов Московской области обсуждали, как проекты, направленные на правовое просвещение граждан и юрлиц, могут повысить социальную значимость адвокатуры и поспособствовать формированию личного бренда адвоката. Спикеры в основном делились своими историями успеха. Управляющий партнер Московского областного адвокатского бюро, председатель Совета молодых адвокатов МО Александра Цветкова рассказывала о том, какие проекты были реализованы в Подольске за последнее время и что могут позаимствовать коллеги. По ее словам, все началось с организации для граждан конференций, круглых столов, семинаров по насущным правовым темам: о жилищном, наследственном законодательстве. "Берите любую тему актуальную тему. Поверьте людей придет столько [много – авт.]", – уверена она. К участию в них привлекалась не только адвокатура, но и прокуратура, налоговая служба и другие заинтересованные структуры. Проблемы с местом организации мероприятия решаемы, следовало из ее выступления, начинания с охотой поддерживают институты, студенты которых тоже активно включаются в работу, библиотеки. Они же и информируют население о месте и времени мероприятия, также это делают городские структуры.

На постоянной основе адвокатское бюро уже три года оказывает бесплатные консультации для граждан по четвергам в течение двух часов, на котором присутствует представитель уполномоченного по правам человека в Московской области в Подольске, рассказывала Цветкова. Делается это не в рамках вступившего в силу в 2012 году закона "О бесплатной юридической помощи", где круг тех, кто может рассчитывать на бесплатную помощь адвоката ограничен, а любой желающий. Если в первое время на приеме было два-три человека, то теперь до 30-40 человек. Кроме того, организуют в бюро и выездные бесплатные консультации в сельские поселения, которые административно относятся к Подольску. "Нетрудно выделить два часа в неделю, бесплатно пообщаться с людьми, ответить на их вопросы, как правило, несложные. Отдача идет огромная", – считает она. Во-первых, больше половины посетителей заключают соглашение с адвокатом. Во-вторых, многие вопросы с чиновниками благодаря сотрудничеству с представителем уполномоченного по правам человека удается разрешать до суда. В-третьих, повышается репутация как самого бюро, так и его адвокатов.

Занимаются подольские адвокаты и правовым просвещением среди малого и среднего бизнеса. По вечерам раз в две недели работал проект "Создавай успешный бизнес" на площадке Московского областного гуманитарного института. Он включал в себя бесплатные практические семинаров по основным вопросам ведения предпринимательской деятельности: регистрация предприятия, бизнес-планирование, юридические и бухгалтерские аспекты, основы маркетинга и финансового менеджмента и так далее. Работают адвокаты и с молодежью, подростками, повышая их правовую грамотность, рассказывала Цветкова. В частности, в городе действует "Школа молодого юриста" на базе Российского государственного университета туризма и сервиса, бесплатно всем желающим рассказывали о профессии юриста: на лекции приходили судьи, адвокаты, третейские судьи, сотрудники прокуратуры и так далее. "В сентябре будет запускаться вторая ступень. Будут обсуждаться самые актуальные отрасли права", – обещает она. По словам Цветковой, в школах, детских лагерях организуются игры, юридические квесты.

Если Цветкова рассказывала про разноплановые проекты ("чтобы охватить всех"), предусматривающие личный контакт с людьми, то ее коллега, член Совета молодых адвокатов МО Ирина Кузнецова говорила о возможностях адвоката помочь населению больше узнать о своих правах через интернет, а также о создании проектов по узкоспециализированным темам. Например, это могут быть обучающие, просветительские видео-ролики в интернете, полезную информацию можно доносить до граждан как через сайты адвокатских образований, так и через социальные сети. Так появился проект "Страховая жадина", в котором 15 роликов пошагово рассказывают, как правильно обратиться в страховую компанию при наступлении страхового случая, как действовать при аварии и так далее. Преимущество такого просвещения через интернет в том, что там огромная аудитория, и человек может обращаться к информации неограниченное количество раз.

– Каков бюджет ролика? – поинтересовался кто-то из зала.

Кузнецова ответила уклончиво, отметив, что это зависит от многих факторов и умений самих инициаторов. Создание серии роликов обошлось в 30 000 руб. в итоге призналась она. "Если вы вкладываете свое время, будет дешевле [чем в случае обращения в фирму, которая напишет сценарий и т.д – авт.]", – объяснила она.

Член Совета Адвокатской палаты Московской области, партнер коллегии адвокатов "ГРАД" Александр Орлов считает, что у подобной деятельности адвокатов могут быть несколько целей. "Для себя", когда это желание поделиться опытом, принести определенную пользу. Это никак не поможет профессиональному росту, но дает моральное удовлетворение, полагает Орлов. Вторая цель – участие в социальных мероприятиях "для имиджа". "Как правило это фикция социального какого-то участия", – думает он. В этом случае адвокат или адвокатское образование желает заявить о себе как о постоянном игроке на рынке, заключает соглашения с различными известными структурами, но он им ненужен, ни они ему, зато на сайте может упоминаться информация о сотрудничестве. Третья цель – "для денег". В этом случае происходит популяризация услуг.

В заключение Орлов посетовал на то, что хотя адвокаты и оказывают социальную помощь в огромном количестве, но учет не ведут и получается, что она скрыта, ее никто не видит. "Ее не видит ни министерство юстиции, ни Федеральная палата", – рассуждал он, отмечая, что у них нет цифр на этот счет, на которые они могли бы опираться в законотворческой деятельности. В связи с этим он высказался за необходимость учета участия адвокатов в социально-значимых мероприятиях. Однако, по его словам, речь не идет про строгие статистические отчеты.