ПРАВО.ru
Новости
14 января 2016, 12:07

"Суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются" – документ

"Суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются" – документ
Фото с сайта www.ruzaregion.ru

Статья 22 УК РСФСР 1926 года установила запрет на применение смертной казни к несовершеннолетним. При всех изменениях законодательства этот запрет ни разу не отменялся. В то же время норма вступила в противоречие с постановлением Центрального исполнительного комитета и Совета Народных Комиссаров от 7 апреля 1935 г., предусматривавшим применение к несовершеннолетним всех видов наказания.

14 января 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ульянов (Ленин) и нарком юстиции Исаак Штейнберг подписали декрет "О комиссиях для несовершеннолетних". Нормативный правовой акт правительства упразднял суды и тюремное заключение для лиц обоего пола до 17 лет, "замеченных в деяниях общественно-опасных", а их дела предписывал передавать на рассмотрение несудебным органам – комиссиям для несовершеннолетних.

Документ имел обратную силу: его действие распространялось не только на дела, находившиеся на период его выхода в свет в производстве каких-либо судов, но и уже закончившиеся осуждением. "Указанные комиссии находятся в исключительном ведении Народного Комиссариата общественного призрения, – говорится в ст. 3 декрета, – и состоят из представителей ведомств: общественного призрения, народного просвещения и юстиции в количестве не менее трех лиц, причем, однако, из этих лиц должен быть врач". А следующая статья устанавливала, что "по рассмотрении дела о несовершеннолетних, комиссия либо их освобождает, либо направляет в одно из убежищ Народного Комиссариата общественного призрения соответственно характера деяния".

Таким образом, советские власти на первых порах пытались отказаться от создания специального суда для несовершеннолетних и использования опыта дореволюционной России.

О малолетних и несовершеннолетних преступниках

Первый суд по делам несовершеннолетних в России был открыт в Петербурге 22 января 1910 года. Функции судьи осу­ществлял единолично мировой судья, избираемый населением, проживающим на территории судебного округа. От него требовалось знание детской психологии, это учитывалось на выборах: предпочтение по возможности отдавалось педагогам и врачам. В юрисдикцию суда входили не только несовершеннолетние правонарушители, но и их взрослые подстрекатели, а также судебный надзор за попечительскими детскими учреждениями. Судебное разбирательство по делам несовершеннолетних проходило за закрытыми для публики дверями, упрощенная форма судебной процедуры сводилась в основном к беседе судьи с правонарушителем при участии его представителя.

Суд действовал на основе российской правовой базы конца XIX века. Уголовное и уголовно-процессуальное право того времени предусматривало льготный режим уголовной ответственности и исполнения наказаний для несовершеннолетних в возрасте от 10 до 17 лет, совершивших преступления "без разумения" (Свод законов Российской империи. Т. XV. 1909 г.) В качестве меры воздействия во многих случаях применялось установление ответственного надзора родителей или лиц, на попечении которого подростки находятся (с их согласия). Кроме того в судебной практике применялось помещение осужденных этих возрастов в исправительно-воспитательные заведения для несовершеннолетних или при их отсутствии в данной местности – в монастыри (в соответствии с вероисповеданием и по согласованию с настоятелями) "для исправления" на срок, определенный судом, но не более чем до достижения ими 18-летнего возраста. Если же в суде установлено, что преступление совершенно "с разумением", осужденные направлялись также в исправительные заведения для несовершеннолетних, а при их отсутствии – в особые помещения при тюрьмах или в домах для арестованных по приговору мировых судей, но не более чем до достижения 18-летнего возраста.

Вместе с тем значительный объем судейского усмотрения по этим делам при решении вопроса о действиях "с разумением" или "без разумения", вынесение приговоров без установленных сроков все же ставил несовершеннолетних в положение лиц, не защищенных законом. Отрицательную роль в уголовной политике в отношении несовершеннолетних сыграл закон от 2 июля 1897 года "О малолетних и несовершеннолетних преступниках", который сохранил для них наказания в виде заключения в тюрьму, хотя и в специальных помещениях, а также каторгу и поселение для несовершеннолетних в возрасте от 17 лет до 21 года.

О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях

Разработка инструкций для комиссий была возложена декретом от 14 января 1918 года "О комиссиях для несовершеннолетних" на Наркомат общественного призрения. Этот ведомственный документ в отличие от декрета все же предусматривал передачу несовершеннолетнего "вместе с делом" народному судье. Происходило это в случаях, "если признано недостаточным применение к несовершеннолетнему медико-психологических воспитательных мер; при упорных рецидивах; при систематических побегах из детских домов; при явной опасности для окружающих оставления несовершеннолетнего на свободе". Согласно ст. 10 инструкции, дела о тяжких преступлениях несовершеннолетних в возрасте старше 14 лет должны поступать народному судье, являющемуся членом комиссии по делам о несовершеннолетних, в течение 24 часов с момента их задержания. В течение трех суток он должен был провести необходимые следственные действия относительно фактической стороны дела, роли несовершеннолетнего в преступлении, если оно совершено в соучастии со взрослыми, и внести в комиссию доклад о результатах расследования. Таким образом, по инструкции выходило, что окончательное решение принадлежало не судье, а комиссии по делам о несовершеннолетних.

Инструкция содержала еще одно правило: подростки в возрасте до 14 лет и несовершеннолетние в возрасте до 18 лет, задержанные за совершение действий, не имеющих общественно опасного характера, не направлялись для разбора их дел в комиссии по делам о несовершеннолетних. Ее члены лишь утверждали постановления администрации приемных и распределительных пунктов, куда поступали эти подростки, о назначенных мерах воздействия на них. Это заметно умаляло роль комиссий в решении дальнейшей участи несовершеннолетних, не могло обеспечить должный уровень защиты прав несовершеннолетних и то обстоятельство, что в процедурах разбирательства преимущественно участвовали люди без юридического образования.

Оценивая деятельность комиссий, призванных заменить "детский" суд, во властных структурах пришли со временем к выводу, что в борьбе с преступностью несовершеннолетних, которые совершали не только малозначительные проступки, но и тяжкие преступления, кроме комиссий должен действовать механизм правосудия, а не его суррогат. И уже в феврале 1920 года был разработан и внесен на рассмотрение правительства проект декрета "О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях". Он был утвержден постановлением СНК РСФСР от 4 марта 1920 года. Но этот нормативный правовой акт не имел в виду восстановление автономной ювенальной юстиции и прекращение деятельности комиссий. В ст. 3 говорится, что "дела о несовершеннолетних обоего пола до 18 лет, замеченных в действиях общественно-опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних", а в случае если комиссией будет установлена невозможность применения к несовершеннолетнему мер медико-педагогического воздействия, они передаются в народные суды (в судах были сформированы специальные составы судей, которые просуществовали до 1935 года).

Более того, в УПК 1922 года в ст. 40 говорилось, что "при наличии в деле нескольких обвиняемых, из которых один или несколько несовершеннолетних (менее 16 лет), дело в отношении последних должно быть выделено и передано в комиссию о несовершеннолетних". А УПК в редакции 1923 года предписал рассматривать дела несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет в судебном порядке только по постановлению комиссии о несовершеннолетних. Такое положение, когда орган правосудия действовал по предписаниям административного органа, правоведы называли юридическим нонсенсом. Вместе с тем УПК 1922 года предусмотрел ряд правил судопроизводства по делам несовершеннолетних, утвердив судебный порядок рассмотрения этих дел наряду с их рассмотрением в комиссиях.

В 1922 году наметилось усиление карательной уголовной политики в отношении несовершеннолетних. УК РСФСР в ст. 18 установил общее правило: к несовершеннолетним в возрасте от 16 до 17 лет могли применяться те же виды уголовных наказаний, что и ко взрослым, вплоть до смертной казни. Правда, в опубликованном вскоре примечании в ст. 33 УК было сказано: "Высшая мера наказания – расстрел – не может быть применена к лицам, не достигшим в момент совершения преступления 18-летнего возраста". Основные начала уголовного законодательства СССР и союзных республик в ст. 32 предписывали применять более мягкие меры социальной защиты (термин, заменивший наказание) к лицам, не достигшим совершеннолетия. Уголовный кодекс РСФСР 1926 года также исключил несовершеннолетних в возрасте до 18 лет из числа тех, к кому могла быть применена высшая мера наказания. Это правило не отменялось в двух последующих УК России (ст. 23 УК РСФСР 1960 г. и п. 2 ст. 59 УК РФ 1997 г.). Кроме запрета применения к несовершеннолетним смертной казни ст. 14-а предусматривала обязательное смягчение наказания: в возрасте от 14 до 16 лет – наполовину, а в возрасте от 16 до 18 лет – на треть. В дальнейшем советское и российское уголовное право от этого принципа отказалось.

О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних

7 апреля 1935 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних". В преамбуле к нормативному правовому акту, подписанному Михаилом Калининым и Вячеславом Молотовым, говорится, что он принят "в целях быстрейшей ликвидации преступности среди несовершеннолетних", для чего ЦИК и СНК постановили в п. 1 привлекать к уголовному суду с применением всех мер уголовного наказания несовершеннолетних, которым на момент совершения преступления – "кражи, причинения насилия, телесных повреждений, увечий, убийства или попытки к убийству" – исполнилось 12 лет.

Резидент НКВД в Испании Александр Орлов (Лев Фельдин), бежавший в 1938 году в США, опубликовал в журнале "Лайф" серию статей, составивших впоследствии книгу "Тайная история сталинских преступлений" (Orlov A. The Secret History of Stalin"s Crimes. New York, 1953). В ней экс-разведчик не обошел вниманием и постановление "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних". "7 апреля 1935 года советское правительство опубликовало закон, небывалый в истории цивилизованного мира. Этим законом провозглашалась равная со взрослыми ответственность, вплоть до смертной казни, для детей от двенадцати лет и старше за различные преступления, начиная с воровства, – писал он. – Тот факт, что на восемнадцатом году существования советского государства Сталин решился на введение смертной казни для детей, более ярко, чем другие, говорит о его истинном нравственном облике" (Орлов А. М. Тайная история сталинских преступлений. М.: "Автор", 1991).

Ему в заочном споре возражал канадский ученый Питер Соломон: "В ходе работы с обширными архивными документами не удалось обнаружить примеров приведения в исполнение смертных приговоров [несовершеннолетним]. Только в июне 1936 года руководство органов юстиции информировало Сталина и Молотова об одном инциденте, когда восемь подростков в возрасте от 15 до 18 лет систематически насиловали школьниц под угрозой применения оружия. Судебные власти запрашивали руководство партии и правительства о разрешении судить этих преступников по статье "Бандитизм" (ст. 59-3 УК) и применить смертную казнь по отношению к шестнадцатилетнему главарю банды. Нет документальных свидетельств об ответе Сталина и Молотова на это письмо. Цитированные выше официальные документы того времени позволяют сделать вывод о том, что вожди ответили отказом" (Соломон П. Советская юстиция при Сталине / пер. с англ. М., 1998. С. 196).

По этому поводу как в РФ, так и за рубежом существует точка зрения, основанная на правовом анализе постановления ЦИК и СНК: формулировка "с применением всех мер уголовного наказания" не предусматривала, вопреки заявлению Орлова, смертную казнь для несовершенолетних. Не предусматривало ее и действующее тогда законодательство, которое в этой части не претерпело изменений после выхода в свет постановления. Согласно УК РСФСР, к расстрелу не могли быть приговорены "лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста в момент совершения преступления, и женщины, находящиеся в состоянии беременности". Следовательно, коллизии между постановлением от 7 апреля и ст. 22 УК РСФСР, запрещающей применение высшей меры наказания к несовершеннолетним, возникать не могло, говорят одни исследователи: судить – судили, но давали по минимуму. А их оппоненты утверждают, что за постановлением стоят секретные "дополнения", которые позволяли судам посыласть на смерть 12-летних (подробнее о полемике вокруг постановления – в публикации "Право.ru" "Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 года, породившее миф о расстрелах 12-летних правонарушителей").

Отголоски полемики прозвучали 26 марта 2010 года в Пресненском районном суде Москвы, где рассматривался иск Евгения Джугашвили, внука Иосифа Сталина, к радиостанции "Эхо Москвы" о защите чести и достоинства и возмещении морального ущерба в размере 10 млн руб. Джугашвили считает, что в программе "Перехват", которая вышла в эфир в октябре 2009 года, было оскорбление памяти его деда. Поводом для иска стала фраза ведущего Матвея Ганапольского после цитирования отрывка из книги "Сталиниада". Ведущий выразил сомнение, что кто-то посмеет защищать Сталина, который, по его словам, подписал указ, разрешающий расстреливать детей с 12-летнего возраста. Представители истца заявляли о том, что Сталин не подписывал подобных указов, и требовали предъявить суду документ, если он существует. Несмотря на то что защита ответчика такого указа за подписью Сталина не представила, внуку вождя было отказано в удовлетворении иска (репортаж из зала суда корреспондента "Право.Ru" читайте здесь).

С постановлением от 7 апреля 1935 года тесно связан еще один юридический акт – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 г. " уголовной ответственности несовершеннолетних за действия, могущие вызвать крушение поезда". Указ также снизил возраст уголовной ответственности до 12 лет за преступления, перечисленные в нем (развинчивание рельсов, подкладывание на рельсы разных предметов и т. п.).

В 1941 году был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О применении судами постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних". В указе критиковалась судебная практика о применении постановления исключительно к умышленным преступлениям несовершеннолетних, на которую сориентировал суды Пленум Верховного Суда СССР. После этого действие апрельского постановления распространились и на преступления, совершенные по неосторожности. Это постановление действовало в течение 24 лет и только в 1959 году утратило силу вместе с другими нормативными актами в связи с введением в действие нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства СССР и союзных республик в 1958–1961 годах.

"Одноразовый" расстрел

Статья 22 УК РСФСР в редакции 1926 года установила запрет применения смертной казни к несовершеннолетним. При всех изменениях уголовного законодательства этот запрет ни разу не отменялся. В то же время эта норма вступила в противоречие с постановлением от 7 апреля 1935 года, предусмотревшим применение к несовершеннолетним всех видов наказания. Коллизия состояла в том, что в практике применялась не статья УК, а соответствующая статья упомянутого постановления. Судебная практика тех времен свидетельствует, что высшая мера наказания – расстрел – применялась к несовершеннолетним в отдельных случаях на основании правоприменительных указов Президиума Верховного Совета СССР о разовом применении к несовершеннолетнему высшей меры наказания. Об одном таком случае "Право.ru" рассказало в публикации "Расстрел 15-летнего убийцы".

С подлинником текста декрета СНК "О комиссиях для несовершеннолетних" можно ознакомиться благодаря проекту "Наука права".