ПРАВО.ru
Новости
18 февраля 2016, 18:15

Эксперты: в законопроекте об отмене первичных штрафов нужно устранить поле для произвола

Эксперты: в законопроекте об отмене первичных штрафов нужно устранить поле для произвола

Минэкономразвития начало обсуждение законопроекта о замене для предприятий малого и среднего бизнеса штрафных санкций на выговор при первично выявленном нарушении. Послабления будут реально работать только в случае четкого обозначения квалифицирующих штрафных признаков и введения меры ответственности для контролирующих органов, считают опрошенные корреспондентом Право.ру эксперты.

Президент РФ Владимир Путин поручил заменить для малого бизнеса первичные штрафы на предупреждения к июню 2016 года по итогам прошедшего в январе форума "Опора России". Однако, как указано на федеральном портале regulation.gov.ru, планируемым сроком вступления в силу законопроекта о соответствующих поправках в КоАП значится июль 2017 года.

Член совета московского отделения "Опоры России" Дмитрий Несветов отмечает, что предупреждение без денежного штрафа как норма воздействия существует во многих распорядительных документах проверяющих инстанций, в том числе и в КоАП, применительно к ряду нарушений, однако эта норма "заявлена не всегда внятно, очень часто игнорируется и является спящей".

По данным "Опоры России", при выявлении нарушений на предприятии контролирующим органом штраф выписывается в 80–90 % случаев. При этом размер санкций, верхняя планка которых доходит до полумиллиона рублей, определяется сугубо проверяющей инстанцией. "Создается ценовая вилка, и она должна быть на чем-то основана. Но в КоАП она прописана не очень внятно, в связи с этим проверяющие органы более свободны в применении санкций", – указывает Несветов.

По информации Несветова, сейчас, во время "надзорных каникул", предполагающих запрет до конца 2018 года на плановые проверки предпринимателей, у которых не было административных штрафов в течение трех лет, число внеплановых проверок в некоторых случаях возросло в разы. Их нередко инспирируют недобросовестные конкуренты либо непосредственно органы контроля, говорит Несветов, обращая внимание на то, что "часто штрафы носят не содержательный, а коррупционный характер". В этой связи по итогам январского форума Путин также просил устранить анонимные жалобы, на основании которых в организации наведываются проверяющие органы, и ввести обязательную идентификацию личности заявителя.

Главной текущей проблемой в "Опоре России" видят отсутствие квалифицирующих признаков нарушений со стороны бизнеса. "Неясно, что является тяжким/нетяжким, что является повторным проступком, как выстраивать логику объявления штрафа – остается поле для произвола", – заключает Несветов.

Несветов подчеркивает, что законопроект должен содержать обязательную ответственность проверяющих ведомств за несоблюдение нормы, иначе она точно так же продолжит оставаться спящей. "Если механизма ответственности не будет, то правоприменительная практика останется прежней. Чем больше лакун, чем больше отсутствующих квалифицирующих признаков и меньше ответственности, тем больше произвола и коррупции", – резюмирует эксперт.

Юрист компании "Деловой фарватер" Павел Ивченков указывает, что законопроект может поспособствовать уменьшению количества судебных споров бизнеса с контролирующими органами по вопросам наложения штрафов. Однако, чтобы законопроект не привел к росту нарушений со стороны бизнеса из-за ослабления ответственности, нужно предусмотреть, что под новые правила могут попасть не все нарушения, а те, которые не привели к серьезным последствиям, рассуждает Ивченков.

Профессор Академии управления МВД России, заслуженный юрист России Иван Соловьев считает, что закон поможет предпринимателям сэкономить денежные средства, а также избавит от коррупционных рисков и защитит от излишнего административного давления. В то же время Соловьев видит в законопроекте и негативные стороны. У многих субъектов малого бизнеса может появиться соблазн не соблюдать ряд важных требований и предписаний в сфере безопасности, соблюдения условий лицензирования, наличия разрешительной документации, полагает он. Если первая проверка в любом случае закончится предупреждением, то с изменениями можно повременить. 

Соловьев также предостерегает, что ввиду широты критериев отнесения предприятий к малому бизнесу преференциями могут попытаться воспользоваться крупные фирмы, соответствующим образом структурировав свой бизнес для попадания под льготы.