ПРАВО.ru
Новости
29 февраля 2016, 19:54

Юристы раскритиковали поправки в НК о "налоге на Google"

Юристы раскритиковали поправки в НК о "налоге на Google"
Фото с сайта www.siol.net

Госдума в первом чтении приняла поправки к Налоговому кодексу, которыми предлагается обязать производителей софта независимо от страны происхождения уплачивать НДС при продаже своей продукции на территории РФ. Разработчики программных продуктов утверждают – так называемый "налог на Google" спровоцирует повышение цен на контент, которое непременно ударит по карману потребителей. У опрошенных "Право.Ru" экспертов реализация инициативы также вызывает некоторые вопросы.

Налоговое бремя ляжет на российских покупателей

Как пишет "Коммерсантъ", авторами законопроекта, внесенного в нижнюю палату парламента в январе, выступили депутаты от фракции ЛДПР и "Справедливая Россия" – Андрей Луговой и Владимир Парахин. Они объясняли, что инициатива направлена прежде всего на иностранные компании, продающие право доступа к софту и другому контенту через свои интернет-магазины, – в частности GooglePlay и AppStore.

Поправками в НК иностранным IT-фирмам предлагается создавать в РФ личные кабинеты налогоплательщиков, вставать на учет в ФНС и подавать сведения о продажах ПО и контента на территории страны. Схожий механизм уже применяется на территории Евросоюза, отмечает Николай Рудоманов, юрист налоговой практики VEGAS LEX.

Кроме того, законопроект расширяет полномочия налоговых органов на проведение камеральной проверки в отношении иностранных организаций, оказывающих услуги российским физлицам: ее срок увеличивается вдвое – с трех до шести месяцев, что, по словам Рудоманова, "фактически затягивает срок на возмещение налога зарубежными разработчиками".

Хотя из пояснительной записки к документу следует, что он рассчитан на поддержку российских разработчиков, тем не менее основной удар будет нанесет по российским потребителям – конечным покупателям таких продуктов, полагает юрист департамента международного налогового планирования "Клифф" Анастасия Хахина: "Реакция иностранных компаний на новые правила очевидна – они просто увеличат стоимость своих продуктов на соответствующую сумму, и поскольку НДС – это косвенный налог, то в итоге налоговое бремя полностью ляжет на их покупателей из России".

Законопроект, противоречащий заявлениям президента

Поручение подготовить предложения о том, как обеспечить равные условия деятельности компаний в рунете, президент Владимир Путин адресовал ФАС, МЭРу и Минфину в начале февраля. Срок его исполнения датирован 1 сентября 2016 года. Вероятно, Apple и Google все-таки придется уплачивать НДС за проданный на территории РФ софт и контент, как и отечественным разработчикам.

Активнее всего против нововведения протестуют отечественные производители: по их мнению, оно увеличит стоимость софта для конечных пользователей, поскольку компании будут вынуждены переложить налоговое бремя на своих российских покупателей.

В Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" считают законопроект противоречащим заявлениям главы государства в декабре 2014 года о недопущении ухудшения условий налогообложения до 2018 года. Исполнительный директор АРПП уже направила письмо к помощнику президента РФ Игорю Щеголеву и главе думского комитета по информполитике, информационным технологиям и связи Леониду Левину с просьбой не допустить окончательного принятия документа.

Рассматриваемый законопроект в корне меняет ситуацию: в случае его принятия передача софта и электронного контента будет облагаться в РФ НДС по ставке 18%, вне зависимости от того, в какой юрисдикции расположен продавец – в РФ или за ее пределами, уверена старший юрист Адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Ольга Морозова.

Менее активные игроки покинут рынок

В законопроекте прописаны компенсационные меры: например, российским компаниям предлагается предоставить право принимать к вычету суммы НДС при оказании ими электронных услуг иностранным покупателям. Однако эти меры неприменимы "к подавляющему большинству российских стартапов и небольших организаций", утверждают разработчики. В свою очередь депутаты успокаивают – ко второму чтению документ могут поправить.

Ранее идею ввести НДС раскритиковала Российская ассоциация электронных коммуникаций, посчитавшая, что "принятие законопроекта без какой-либо из предусмотренных в нем компенсационных мер… усугубит неравное налоговое бремя российских IT-компаний по сравнению с иностранными конкурентами".

Оправдывает беспокойство отечественных производителей софта Станислав Вивчарь, руководитель филиала "Хренов и Партнёры" в Краснодаре. Покупателями программного продукта являются не только юридические, но и в большинстве своем физические лица, не являющиеся плательщиками НДС. При продаже такого софта последним необходимо включать суммы НДС в себестоимость продукта, на основании пп. 3 п. 2 ст. 170 НК, что "влечет удорожание продукта и отражается непосредственно на кошельке покупателя". Компенсационные меры будут действенны только для крупных и известных российских производителей софта, чья продукция пользуется спросом у иностранцев. Для остальных компаний, в том числе начинающих и небольших, данная мера остается "лишь декларацией".

Президент ABBYY Сергей Андреев отмечает, что будущий закон не обеспечит взыскание налогов с иностранных компаний-продавцов, поскольку они не являются субъектами на территории РФ.

Рудоманов уточняет, что взыскание налога с банковских счетов иностранной организации возможно, если такие счета открыты в РФ: "Такой счет иностранной организации придется открыть, если потребуется возместить либо вернуть излишне уплаченный налог". Кроме того, отмена освобождения от налогообложения НДС передачи прав на использование программ для ЭВМ и баз данных скорее всего окажет существенное влияние на модели работы участников рынка электронных услуг, убежден юрист.

Поправки повлекут за собой рост контрафактной продукции и случаев уклонений от уплаты налогов, а некоторым производителям и вовсе придется уйти с рынка из-за ухудшения их финансового положения, считает адвокат компании "Деловой фарватер" Антон Соничев: "Это коснется небольших компаний, для которых бизнес станет слишком убыточным, срок его окупаемости вырастет в 1,5–2 раза, а привлечь инвесторов станет сложнее".

Иностранные компании сохранят "статус кво"

При передаче ПО и контента в рамках операций B2B для иностранных компаний в целом сохраниться "статус кво", прогнозирует Морозова: "Потенциальные негативные последствия, связанные с удержанием НДС из сумм вознаграждения, для иностранных компаний, скорее всего, будут нивелироваться по средствам специальных налоговых оговорок в соответствующих лицензионных договорах (так называемые "gross-up clause")".

Ситуация с сектором B2C обстоит, по оценке юриста ЕПАП, несколько иначе: "Предлагаемые поправки предусматривают необходимость уплаты НДС самой иностранной организацией с подачей декларации по НДС через электронный кабинет налогоплательщика. Интересно, что такие организации планируется ставить на налоговый учет исключительно для целей НДС и осуществления соответствующего налогового контроля на основании их заявления". Как на практике будет контролироваться постановка на учет таких организаций и, соответственно, исполнение ими обязанности по уплате НДС в российский бюджет – пока остается под вопросом, заключает Морозова.

Реализация самой инициативы наверняка вызовет вопросы и приведет к спорным ситуациям, связанным с правовой квалификацией того, является ли продукт товаром или услугой, а также места реализации продукта, добавляет Вивчарь.

"Например, компания-производитель софта, как и ее интернет-магазин, зарегистрированы в США. Покупатель (физическое лицо), проживающий в России, приобрел продукт указанной компании через ее интернет-магазин посредством перечисления денежных средств, используя международную систему электронных платежей PayPal. После перечисления денежных средств покупателем компания-производитель высылает покупателю ссылку для скачивания продукта либо доставка материального носителя с продуктом софта осуществляется посредством почтового отправления. Возникает вопрос: продан товар или услуга? – отмечает юрист. – Если товар, тогда местом реализации не будет признаваться РФ (ст. 147 НК). Если это услуга, тогда, применительно к пп. 4 п. 1 ст. 148 НК (на текущий момент, без учета поправок), возникает другой вопрос: можно ли в такой ситуации признать местом реализации услуги РФ?".