ПРАВО.ru
Новости
1 марта 2016, 17:40

Юристы: "Черный список" ЦБ поднимет стоимость аудиторских услуг

Юристы: "Черный список" ЦБ поднимет стоимость аудиторских услуг

Центробанк РФ подготовил поправки в закон "О банковской деятельности", ограничивающие недобросовестным аудиторам допуск к работе с кредитными организациями. ЦБ даже готов взять на себя регулирование этого рынка, но нынешний регулятор – Минфин (которому Набиуллина не раз указывала на пробелы в работе) – выступает против. Юристы считают, что инициатива ЦБ не выходит за рамки его полномочий по госконтролю банковского сектора, однако прогнозируют рост аудиторских расценок. Сами аудиторы видят лишь перекладывание ответственности за ненадлежащий контроль за банками.

Глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что аудиторская деятельность нуждается в дополнительном регулировании, и сейчас обсуждается вопрос поднадзорности данного сектора, пишут "Ведомости". ЦБ намерен установить дополнительные требования к аудиторам, проводящим проверку финкомпаний – регулятор уже подготовил соответствующие поправки в законодательство. "Нужно не допускать аудиторов до аудирования банков и других фининститутов, если были даны заведомо ложные заключения", – добавляет зампред ЦБ Михаил Сухов.

Саморегулирование "бьет" по качеству аудиторов

Сейчас регулированием аудиторской деятельности занимается Минфин, и Банк России имеет к нему ряд претензий. Так, Центробанк регулярно передает в министерство сведения об аудиторах, проверявших банки, отчетность которых оказалась недостоверной. "Пока у нас нет обратной связи и информации. Аудиторы не закрываются, они продолжают работать", – сетует Набиуллина. При этом в ЦБ отмечают, что за подложной отчетностью часто скрываются многомиллиардные дыры в балансах, которые клиенты банка и регулятор выявляют лишь после отзыва лицензии.

Банк России хочет устанавливать требования к деловой репутации аудиторских компаний, а также обязать их информировать регулятор "по выявленным фактам недостоверности в отчетности". Действующая система, "когда у нас существует только саморегулирование", не создает "достаточных оснований для того, чтобы повышались качество, надежность и ответственность аудиторов", считает Набиуллина.

Юристы уже дискутируют об инициативе ЦБ. Поскольку аудиторы проверяют только ту информацию, что им предоставляют сами кредитные организации, то у них нет никаких полномочий или возможности узнать степень ее достоверности, отмечает управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. "Следовательно, и чистки среди аудиторов не приведут ЦБ к желаемой цели – уменьшению количества ложных заключений. Они приведут лишь к увеличению стоимости услуг в этом секторе ввиду повышения рисков, снижению количества безусловных заключений и, возможно, повышению их стандартов", – добавляет юрист.

Вплоть до уголовной ответственности

Спикер Совфеда Валентина Матвиенко считает необходимым наделить ЦБ правом при информации, ставящей под сомнение качество аудита банков, требовать от кредитной организации замены аудитора, а также ходатайствовать о прекращении его деятельности, пишет РИА Новости. Эту норму нужно закрепить в законе о Центральном банке, убеждена Матвиенко.

"Массовые банкротства кредитных организаций вскрыли острый вопрос – масштабная фальсификация аудиторских заключений. Если бы аудиторы не покрывали искажение отчетности своих клиентов, такой высокий уровень правонарушений был бы невозможен", – заявила спикер на заседании Межрегионального банковского совета в понедельник.

"Далеко за примерами ходить не нужно – "Внешпромбанк" ежегодно сотрудничал с компанией "Бейкер Тилли Русаудит", входящей в одну из крупнейших международных аудиторских сетей. И вдруг регулятор уличил руководство банка в выводе средств. Размер "дыры" в активах составил порядка 187 млрд рублей!", – негодует Матвиенко. "Если для сохранения работоспособных банков нужно ввести уголовную ответственность за ложные аудиторские заключения, значит, следует все взвесить и принять это решение", – подчеркнула председатель СФ.

Минфин против допфункций Центробанка

Передача Центробанку полномочий по регулированию аудиторской деятельности не повлияет на ситуацию с недостоверной отчетностью кредитных организаций, заявил журналистам замминистра финансов Алексей Моисеев. По его словам, примерно лишь 10 % отзывов лицензий у банков было обусловлено недостоверной финансовой отчетностью, пишет портал Вanki.ru. Чиновник убежден, что ситуацию исправит лишь намеченный на 2017 год переход на международные стандарты аудиторской деятельности.

Сейчас Минфин ведет реестр саморегулируемых организаций аудиторов, которые сами контролируют качество работы своих членов. По данным председателя центрального совета СРО "Аудиторская палата России" Александра Турбанова (бывший зампред ЦБ), аудитом банков могут заниматься 3400 аудиторов, а всего участников рынка – 21 000. Однако он припоминает лишь один случай за полтора года, когда Минфин направлял в СРО запрос по деятельности аудиторской компании. Сейчас Аудиторская палата проводит проверку этой компании. При этом у ЦБ и так есть возможность привлекать аудиторов к ответственности за ложное заключение, "но пока таких прецедентов не было".

"У нас любят пугать черными списками" – юристы

Инициатива ЦБ имеет высокие шансы оказаться эффективной в борьбе с недобросовестными банками и помочь чистке банковского сектора, считает юрист компании "Деловой фарватер", член независимого экспертного центра "Общественная Дума" Павел Ивченков. "Если в черный список сейчас включают руководителей, акционеров, глав филиалов и главбухов кредитных организаций, то должны включать и аудиторов, которые проверяют их действия и подтверждают представляемую ими информацию, поскольку, подтверждая недостоверную отчетность банков, аудиторы тем самым не препятствуют, а способствуют дальнейшим негативным событиям", – добавляет юрист.

У нас любят пугать профсообщество созданием разнообразных черных списков и перспективами попадания в них, отмечает заслуженный юрист РФ, профессор кафедры налогового и финансового права Финансового университета при Правительстве РФ Иван Соловьев. Что касается рынка аудиторских услуг, то намерение ЦБ, по мнению эксперта, находится не только в рамках его полномочий по госконтролю в сфере банковской деятельности, но и свидетельствует о том, что режим саморегулирования не в полной мере подходит для некоторых направлений финдеятельности. С ликвидацией Росфиннадзора, в чьи полномочия входил надзор за аудиторами, добавляет Соловьев, ожидаемо оживление в сфере уточнения государственных контрольных функций в целом и в банковской сфере в частности.

Неоднозначной инициативу ЦБ считает председатель московской коллегии адвокатов "Горелик и партнеры" Владимир Горелик. "С одной стороны, на практике фактически отсутствует ответственность аудиторов – чем они в действительности рискуют? Быть исключенными из СРО? Испортить деловую репутацию?", – рассуждает юрист. При этом не секрет, что методика проведения проверки бывает довольно поверхностной. Однако, с другой стороны, добавляет Горелик, аудиторы действуют на основании утвержденных нормативных актов и исходят из постулата – предоставленные клиентом сведения достоверны.

Если не выявлено явных нарушений, отчетность сдана вовремя, то аудиторы выдают обычное "рабочее" заключение, отмечает Горелик. Таким образом, мнение ЦБ о низком контроле за качеством аудита со стороны СРО оправданно, поскольку это наша реальность, заключает он. По его мнению, передавать контроль от одного государственного ведомства другому – излишняя трата времени, сил и бюджетных средств.

Аудиторы: ЦБ ищет виноватых

Участие Центробанка в регулировании аудиторской деятельности путем составления "черного списка" может привести не к повышению ответственности аудиторов, за что так ратует ЦБ, а к прямо противоположному эффекту, считает замглавы департамента аудита и бухгалтерского сопровождения ООО "Аудит Эксперт" Ольга Черевадская. "Нельзя исключать коррупционной составляющей, – подчеркивает она. – Ведь критерии для включения аудиторов в "черный список" будут устанавливаться не законом, и, соответственно, могут толковаться произвольно".

Предложение ЦБ по введению доптребований к компаниям, проводящим аудит отчетности финорганизаций, также вызывает недоумение у Черевадской. Во-первых, аудитом банков занимаются лучшие из лучших, сумевшие подтвердить свою квалификацию, отмечает эксперт. Во-вторых, говорить о введении новых требований лишь к тем, кто проводит аудит финкомпаний, представляется не совсем корректным, поскольку требования к аудиторам установлены законодательно. Доптребования, считает Черевадская, приведут к тому, что подведомственные ЦБ организации будут "более равными среди равных". Кроме того, заключает она, регулятор пытается снять с себя ответственность за ненадлежащий контроль за подведомственными ему банками и переложить ее на аудиторов.