ПРАВО.ru
Новости
10 июня 2016, 13:10

ФАС проверяет "Аэрофлот" из-за дорогих авиабилетов на Дальний Восток

ФАС проверяет "Аэрофлот" из-за дорогих авиабилетов на Дальний Восток
Фото с сайта akainz.narod.ru

Федеральная антимонопольная служба проверяет обоснованность установления "Аэрофлотом" высоких тарифов на билеты на Камчатку, сообщает "Коммерсантъ".

ФАС провела проверку стоимости билетов "Аэрофлота" на прямые рейсы Москва–Петропавловск-Камчатский и обратно. Проверка вызвана жалобами в ведомство на высокую стоимость билетов по этому направлению в летний период. ФАС запросила у "Аэрофлота" экономическое обоснование стоимости билетов, оно должно прийти до конца июня. Также стало известно, что ФАС и Минвостокразвития проведут проверку цен на авиабилеты еще из Москвы в Магадан.

По данным сайтов бронирования, в данный момент в продаже остались билеты только по цене 60–162 тысячи рублей в обе стороны. Дешевые билеты по "плоским тарифам" уже раскуплены. После ухода авиакомпании "Трансаэро" рейсов "Аэрофлота" не хватает для закрытия спроса, а другие перевозчики не намерены летать по этому направлению. Сам "Аэрофлот" из-за "плоских тарифов" теряет около 3 млн рублей с парного рейса даже при полной заполняемости самолетов, поэтому ему приходится увеличивать рентабельность за счет коммерческих тарифов в бизнес-классе и "комфорте".

Власти регионов ДВФО жаловались на высокую стоимость билетов вице-премьеру по Дальнему Востоку Юрию Трутневу в декабре 2015 года после ухода с рынка "Трансаэро". Ранее "Аэрофлот" и "Трансаэро" продавали билеты примерно на одной цене из Москвы во Владивосток, Хабаровск, Южно-Сахалинск и Петропавловск-Камчатский – от 11 тысяч рублей в одну сторону, или 18 тысяч рублей в оба конца. Снижение цен произошло тогда, когда "Аэрофлот" в 2015 году ввел социальные "плоские тарифы" для "повышения мобильности населения" и "улучшения транспортной доступности регионов". Льготные категории граждан могут приобрести и субсидируемые билеты – от 1,8–7,5 тысяч рублей в одну сторону.

По информации Источника в совете директоров "Аэрофлота", рейсы на Дальний Восток являются для компании "социальной нагрузкой": рейсы убыточны, несмотря на практически 90–95%-ную загрузку. Увеличить рентабельность направлений можно только за счет коммерческих тарифов бизнес-класса и "комфорта", доля которых на дальнемагистральных судах "Аэрофлота" составляет до 20%. Источник подчеркивает, что в январе-мае 2016 года на Дальний Восток идет рост пассажиропотока: в Петропавловск-Камчатский – около 20%, во Владивосток – 14%, в Южно-Сахалинск – 30%, в Хабаровск – 40%.

После ухода "Трансаэро" с рынка на направлении полетов на Дальний Восток был нарушен принцип конкуренции, утверждает эксперт из отрасли.

Для признания "Аэрофлота" доминирующей ФАС потребуется определить границы рынка – на основе показателей маршрутной сети, периода полетов, наличия барьеров входа на рынок – и только потом рассчитывать долю авиакомпании на рынке, объясняет руководитель группы антимонопольной практики Goltsblat BLP Виталий Дианов. Он допускает, что по итогам исследования географическими границами рынка могут признать всю территорию РФ, где работают и другие компании. Если доминирование доказано и факт нарушения подтверждается, ФАС может привлечь авиакомпанию к ответственности и наложить "оборотный" штраф, рассчитанный из объема годовой выручки, полученной на этом рынке.