ПРАВО.ru
Новости
23 декабря 2016, 13:52

Юрфирма может лишить столицу права на знак "Я люблю Москву"

Юрфирма может лишить столицу права на знак "Я люблю Москву"
Фото с сайта relax.ru

Столичная юридическая компания "Юрвиста" подала в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака "Я люблю Москву" (надпись в виде галочки с сердечком сверху), из-за чего город может остаться без права на его использование, пишут "Известия".

Эскиз знака по заказу столичного департамента культуры разработали дизайнеры компании Charsky studio. Его установка была приурочена к обновлению городских парков и пешеходных улиц в 2011 году. Первые подобные знаки урасили "Музеон", в сад "Эрмитаж" и "Сад имени Баумана". В дальнейшем их установили на улицах Кузнецкий Мост и Никольская. Сейчас в Москве насчитывается несколько десятков таких знаков, с которыми любят фотографироваться горожане и туристы.

Получение исключительных прав на бренд "Я люблю Москву" – хороший способ заработка, отметил гендиректор "Юрвисты" Алексей Петропольский. Туристы массово скупают сувениры с его изображением, и правообладатель сможет потребовать у производителя 10–20% от стоимости такой продукции, говорит он.

При этом юрист подчеркивает, что уступка юридических прав на данный знак не ударит по городской казне. "Сейчас на известном знаке зарабатывает не город, который вложил средства в его раскрутку, а производители сувениров, – поясняет Петропольский. – Он может совершенно бесплатно использоваться любым гражданином или компанией в личных интересах, в том числе и в коммерческих". В "Юрвисте" подсчитали, что, став правообладателем этого бренда, компания сможет зарабатывать на нем от 150 млн руб. ежегодно.

Роспатент может отказать

"Исходя из содержания ст. 1483 Гражданского кодекса, использование в составе товарного знака слова "Москва" возможно в качестве неохраняемого элемента, если оно не занимает ключевого положения в знаке, – рассказала "Право.ru" старший юрисконсульт Центра правового обслуживания Юлия Пироженко. Неохраняемый элемент в составе товарного знака – элемент знака, на который не распространяется действие исключительного права правообладателя".

Но при этом следует принять во внимание, добавляет она, что к основаниям для отказа в регистрации знака можно отнести следующий запрет: "Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя…" То есть, если в составе обозначения содержится название населенного пункта, с которым производитель товаров и услуг ни формально, ни фактически не связан, там не зарегистрирован, не осуществляет там деятельность, то покупатель может быть введен в заблуждение, предполагая, что включение географического названия в товарный знак указывает на связь товара или услуг с конкретным географическом объектом, хотя на самом деле ее нет, поясняет Пироженко. Также покупатель может подумать, что товар обладает связанными с таким ложным "происхождением" особыми характеристиками, например, повышенным качеством, что также не соответствует действительности, говорит юрисконсульт.

"Указанное выше, может быть расценено Роспатентом как причина отказа при регистрации товарного знака "Я люблю Москву", – отмечает Пироженко. – Заявитель может попытаться преодолеть такой отказ, если докажет, что заявленное им обозначение получило широкую известность и узнаваемость в глазах потребителя. В случае получения заявителем регистрации в отношении товарного знака "Я люблю Москву" любое заинтересованное лицо, в том числе компетентный госорган, может попытаться оспорить такую регистрацию, если докажет, что заявитель получил необоснованные конкурентные преимущества".