ПРАВО.ru
Новости
17 октября 2012, 21:07

Госдума отдала предпочтение правительственному законопроекту об образовании

Госдума отдала предпочтение правительственному законопроекту об образовании

Госдума приняла сегодня в первом чтении правительственный законопроект "Об образовании в Российской Федерации", который уже спровоцировал волнения среди россиян, опасающихся превращения образования исключительно в платую услугу. Министр образования Дмитрий Ливанов и единороссы настаивали на беспочвенности подобных опасений. Альтернативный законопроект коммунистов "О народном образовании" не получил поддержки у парламентского большинства.

Представлял правительственный законопроект парламентариям министр образования Дмитрий Ливанов. Свое выступление он начал с рассказа о том, что документ два года обсуждается в обществе. Свыше 20 000 предложений, замечаний, поправок поступило к документу от преподавателей, учащихся, родителей, говорил министр. "Мы можем смело сказать, что фактически законопроект "Об образовании в Российской Федерации" написан самими нашими гражданами", — заявил он. При этом он категорически отверг утверждения оппозиции о введении в России, по сути, платного образования. "Новый закон не только сохраняет, но и расширяет государственные гарантии бесплатности образования", — говорил Ливанов. Ему вторил и единоросс Владимир Бурматов, который расценил слова оппозиционеров о том, что власти делают шаг в сторону введения платного образования, "сознательной и подлой провокацией".

По словам Ливанова, в новых стандартах  школьного образования говорится, что количество бесплатных образовательных часов для учеников не уменьшается, а увеличивается.

Более того, по его словам, новый закон повышает доступность образования для граждан: каждый теперь сможет получать образование на бесплатной основе не только в пределах одной образовательной организации, но и вне ее, в том числе и в негосударственных образовательных организациях. "Для этого законопроектом вводится возможность использования модульных и дистанционных технологий в образовании", — заявил он.

Коммунист Олег Смолин, представлявший альтернативный законопроект "О народном образовании", говорил, что документ предусматривает принципиально другой курс образовательной политики, чем проводился в России в последнее время и предлагается правительством сейчас. Критикуя правительственный проект, он напомнил, что им ликвидируются льготы при поступлении в профессиональные учебные заведения для детей-сирот и детей военнослужащих, ликвидируются надбавки за ученые степени и звания, компенсации на учебно-методическую литературу, ничего не говорится о выплатах за классное руководство.

Правительственный законопроект, к тому же, содержит положения (статья 68), согласно которым ребенку может быть отказано в приеме в детский сад "только по причине отсутствия свободных мест". Противники законопроекта утверждают, что таким образом власти легализуют очереди в детские сады, которые формально сегодня находятся вне закона, поскольку все дети имеют право на получение дошкольного образования.

Также документ с учетом Болонской декларации, Международной стандартной классификации образования уточняет систему уровней образования, а также корректирует названия отдельных уровней. В России, согласно законопроекту, должны будут действовать следующие уровни общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Вводятся следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации, Последнего уровня раньше не было, к нему будут отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

С текстом законопроекта № 121965-6 "Об образовании в Российской Федерации" можно ознакомиться здесь.