ПРАВО.ru
Новости
27 мая 2013, 16:31

Шерлок Холмс признан слишком известным сыщиком, чтобы его имя можно было зарегистрировать как бренд

Шерлок Холмс признан слишком известным сыщиком, чтобы его имя можно было зарегистрировать как бренд

Производитель российского сериала "Шерлок Холмс" ООО "Централ Партнершип" не смог оформить его название в качестве товарного знака. Палата по патентным спорам отказала в просьбе компании, несмотря на то, что согласилась с большинством ее доводов.

Приступив в 2011 году к съемкам 16-серийного фильма об известном английском сыщике, компания "Централ Партнершип" направила в Роспатент заявку на регистрацию бренда "Шерлок Холмс". Телевизионщики просили оформить право на него на товары и услуги 9, 16, 35 и 41 класса МКТУ: компакт-диски, афиши, плакаты, билеты, рекламу, видеосъемку, монтаж видеозаписей и теле- и радиопрограмм, производство и прокат фильмов. Однако вскоре после окончания съемок — в ноябре 2012 года — компания получила из Роспатента отрицательный ответ.

Поводом для отказа стало заключение экспертов, согласно которому такой товарный знак будет "вызвать у потребителя ложное представление о местонахождении производителя". "Обозначение воспроизводит имя известного литературного персонажа Шерлока Холмса, созданного Артуром Конан Дойлем, — писали эксперты. — [Оно] будет ассоциироваться, прежде всего, с Англией как страной происхождения товаров (услуг) и с наследниками Артура Конан Дойля". Неубедительными экспертам показались и слова о том, что в начале фильма будет демонстрироваться информация о "Централ Партнершип". "[Эти данные] касаются фильма и не относятся к обозначению "Шерлок Холмс", заявленному на регистрацию в качестве [товарного знака]", — сочли эксперты.

Не согласившись с отказом, "Централ Партнершип" попытался оспорить его в Палате по патентным спорам. В своем заявлении от 18 марта 2013 года компания поспорила с  с аргументами экспертов. 

"Довод экспертизы о способности заявленного обозначения вводить потребителя в заблуждение относительно производителя товаров неправомерен, — пишут юристы компании. — Нет никаких сведений о том, что А.К. Дойль производит товары и оказывает услуги 9, 16, 35, 41 классов МКТУ". Кроме того, "вывод экспертизы о том, что существуют девять наследников писателя, которым принадлежат права на литературное наследие писателя, в том числе на персонажей, противоречит действующему законодательству". Дело в том, что со дня смерти А.К. Дойля (07.07.1930) прошло более семидесяти лет, и права на его литературные персонажи в России  на территории Российской Федерации перешли с 1 января 2001 года в общественное достояние. "Это исключает необходимость получения согласия правообладателя [на регистрацию бренда]", — говорили в компании, оспаривая вывод экспертов о том, что товарный знак "Шерлок Холмс" приведет "к нарушению прав наследников А. К. Дойля".

С этим доводом в Палате по патентным спорам согласились, так же как и с тем, что бренд  не может сформировать у людей "ложные представления о месте нахождения изготовителя товара". "Рассказы о детективе Шерлоке Холмсе писали различные писатели. Рассказы о Шерлоке Холмсе являются наиболее экранизируемыми в мире. По данным на 2006 год насчитывалось около 210 кинокартин с участием великого сыщика, и наиболее успешными считались английский и советский телесериалы", — говорится в заключении Палаты по патентным спорам.

Однако именно любовь телевизионщиков к Шерлоку Холмсу и не позволила "Централ Партнершип" оформить на него права. "Многократное издание произведений о Шерлоке Холмсе и их экранизация различными производителями, широкая известность этого персонажа свидетельствуют о том, что регистрация [товарного знака] в отношении товаров и услуг в области книгоиздательства и киноиндустрии способна ущемить права третьих лиц в этой же сфере деятельности на использование обозначения "Шерлок Холмс", ставшего общественным достоянием", — заявили в Палате по патентным спорам.

ООО "Централ Партнершип" — российский производитель и дистрибутор фильмов. С 2009 года действует эксклюзивное соглашение на прокат фильмов кинокомпании Paramount Pictures на территории России, с  2012 года — со студией Summit Entertainment.

"Централ Партнершип" занимался производством фильмов и сериалов: "Волкодав", "Бой с тенью", "Тарас Бульба", "Мастер и Маргарита", "Ликвидация", "Исаев", "Без права на ошибку", "Чкалов".