ПРАВО.ru
Новости
8 августа 2013, 13:30

Госдуме предлагают переложить на суды исполнение решения КС о снижении "митинговых" штрафов

Госдуме предлагают переложить на суды исполнение решения КС о снижении "митинговых" штрафов
фото ИТАР-ТАСС

Правительство РФ внесло в Госдуму проект поправок в КоАП РФ и закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", фактически перекладывающий на суды исполнение решения Конституционного суда РФ о снижении штрафов за нарушения при проведении митингов, введенных прошлым летом скандальным "антимитинговым" законом.

Напомним, что 14 февраля этого года КС вынес постановление о том, что минимальный размер штрафа за нарушение правил проведения публичных мероприятий должен быть снижен. "Размеры штрафов несоразмерны… Законодателям надлежит снизить их минимальный размер", — сообщила судья КС Ольга Хохрякова в ходе оглашения постановления (подробнее читайте в "Право.Ru" здесь).

Однако исполнительная власть нашла иной выход из положения. Законопроектом предлагается дополнить статью 4.1 КоАП (Общие правила назначения административного наказания) частью 3.2, которая наделяют суд правом назначать правонарушителям наказание ниже низшего предела, установленного санкциями статей Особенной части КоАП, или более мягкий вид наказания, чем предусмотрен санкциями этих статей, по статьям 5.38 (Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании), 20.2 (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), 20.18 (Блокирование транспортных коммуникаций) и части 4 статьи 20.25 КоАП (Уклонение от отбывания обязательных работ).

Такие решения суд может принимать с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения, характера действий виновного, его личности, имущественного положения, наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а также "иных имеющих существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельств".

Кроме того, из санкций статей 20.2 (частей 1-3 и 5) и 20.18 КоАП предусматривается исключить привлечение к обязательным работам, что объясняют тем, что эти статьи не содержат составов административных правонарушений, связанных с причинением вреда здоровью человека или имуществу физических или юридических лиц.

Кроме того, законопроектом, также во исполнение решения КС, предлагается изложить в новой редакции часть 6 статьи 5 ФЗ "О собраниях, митингах… ", которая допускает возложение на организатора публичного мероприятия гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный участниками публичного мероприятия, лишь в случае неисполнения им обязанностей по соблюдению порядка организации либо проведения публичных мероприятий, если неисполнение данных обязанностей повлекло нарушения общественного порядка, результатом которых стало причинение вреда здоровью человека или имуществу граждан и юрлиц.

В части 1.1 статьи 8 ФЗ "О собраниях, митингах… " исключается упоминание о предельной величине минимальной численности граждан (100 человек), участвующих в публичных мероприятиях. При этом она дополняется указанием на необходимость выполнения субъектом РФ требований к местам, специально отводимым для организации публичных мероприятий, указанных в части 1.2 статьи. Сами эти требования предлагается расширить, включив в их перечень требование о необходимости обеспечения возможности проведения публичных мероприятий в каждом поселении (населенном пункте), городском округе и муниципальном районе субъекта РФ.

С текстом законопроекта № 329301-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" можно ознакомиться здесь.