ПРАВО.ru
Мнения
Ирина Покатович, руководитель практики «Антимонопольное право» ЮФ «Интеллектуальный капитал»
26 августа 2020, 8:30

Аукцион для операторов ТКО: допустимость объединения территорий в один лот

Аукцион для операторов ТКО: допустимость объединения территорий в один лот
Региональные операторы твёрдых коммунальных отходов (ТКО) сталкиваются с многочисленными проблемами, в том числе в сфере антимонопольного регулирования. О проблеме проведения аукционов на право транспортирования таких отходов рассуждает Ирина Покатович, руководитель практики «Антимонопольное право» юрфирмы «Интеллектуальный капитал».

Реформирование «мусорной» отрасли в России началось с поправок в ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в 2018 году. Тогда и появился Институт регионального оператора твёрдых коммунальных отходов. Сегодня этот закон является основным в области обращения с ТКО.

Аукционы региональных операторов проводятся в соответствии с Правилами проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию ТКО для регионального оператора. Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2016 года № 1133.

Во многих субъектах РФ у региональных операторов есть большая проблема – территориальные схемы по обращению с отходами, по которым транспортируются потоки ТКО, актуальны по состоянию на 2016 год, поэтому зачастую содержат недостоверные сведения о местах размещения полигонов для захоронения таких отходов и их мощности.

Например, на территории Псковской области по иску областной прокуратуры территориальная схема этого региона признана частично недействительной, одной из причин удовлетворения иска в пользу прокуратуры явилось обстоятельство, что наполняемость отходами восьми полигонов близка к предельной: полигон захоронения ТКО в д. Бахново Дедовичского района заполнен на 94,37%, полигон в д. Дольшино Новосокольнического района – на 81,93%, полигон в д. Голощапы Опочецкого района – на 89,44 %, полигон в д. Буравцы Печорского района – на 88,21%, полигон в д. Жарки Пушкиногорского района – на 98,25%, полигон в д. Шелино Пыталовского района – на 92,2%, полигон в д. Новоселье Себежского района – на 78,5%, городская свалка в г. Великие Луки – на 95,8%. Наполняемость полигона в Большой Пожне Новоржевского района составляет 104%.

Во избежание нарушений положений, закрепленных в территориальных схемах, Псковский региональный оператор при формировании лотов вынужден объединять несколько районов в зоне своей деятельности в целях использования для захоронения ТКО свободные мощности соседних полигонов. Это допускается соглашениями, заключаемыми Псковским региональным оператором и правительством Псковской области.

Подход контролирующего органа

Однако этот фактор не учитывается со стороны территориальных управлений ФАС России. На практике антимонопольный орган считает, что величина лота (объединение в один лот нескольких муниципальных образований в зоне деятельности регионального оператора) ограничивает конкуренцию на торгах. 

По мнению территориальных управлений ФАС, региональный оператор должен проводить торги по принципу «одна территория – один лот». При этом под «территорией» имеются в виду «муниципальный район, городской округ, указанные в Соглашениях об организации деятельности по обращению с ТКО в зоне деятельности региональных операторов».

Ошибочная трактовка

Наши юристы считают, что такой принцип невозможен. П. 7 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ установлено, что зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта РФ, на которой оператор работает на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта РФ.

Таким образом, «зона деятельности» не противопоставляется законодателем «территории», а сама по себе является определённой территорией. Причём не отдельно взятого муниципального образования, а всего субъекта или его части. И зависит всё от количества региональных операторов ТКО, работающих в одном субъекте РФ. 

Территориальные управления ФАС России ошибочно считают, что Правила № 1133 под «определённой территорией» в зоне деятельности оператора понимают именно территорию отдельно взятого муниципального образования субъекта РФ. При этом территориальные органы постоянно разделяют понятия «зона деятельности» и «определенная территория».

Вместе с тем в п. 9 Правила № 1133 услуги по транспортированию ТКО на определённой территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. С целью формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на три лота (территории).

По мнению наших юристов, исходя из комплексного толкования изложенных выше норм Закона № 89-ФЗ и Правил № 1133, законными и обоснованными будут такие действия регионального оператора по проведению торгов, по результатам которых будут сформированы определённые цены на услуги по транспортированию ТКО. Региональный оператор должен выделить в отдельный лот территорию (или часть территории, если в субъекте РФ присутствует несколько региональных операторов), то есть разбить зону его деятельности не менее чем на три лота.

Таким образом, региональный оператор не обязан проводить отдельный аукцион для каждого района в отдельно взятом субъекте РФ, где он осуществляет полномочия регионального оператора.

Судебное разбирательство

В настоящее время наши юристы подготовили и направили исковое заявление в Арбитражный суд Псковской области о признании незаконными и отмене решения и предписания Псковского УФАС России от 18 ноября 2019 года по делу № 060/01/17-46/2019 о нарушении антимонопольного законодательства. Спор касается ООО «ЭКОПРОМ», которое входит в ГК «Мехуборка» (крупнейший российский холдинг, работающий в сфере обращения с отходами).

В этом процессе наши юристы пытаются доказать незаконность и необоснованность ненормативных правовых актов, вынесенных антимонопольным органом Псковской области. Мы убеждены в правоте действий нашего клиента. Оснований несколько:

  • Согласно позиции Псковского УФАС, региональный оператор обязан был провести аукцион в отношении территории каждого муниципального образования отдельно, а территорию Пскова дополнительно разделить не менее чем на три лота, что следует из пп. «а» п. 10 Правил № 1133.
  • Кроме того, АС Псковской области при рассмотрении дела о признании незаконными и отмене решения и предписания Псковского УФАС России считает данную позицию Псковского УФАС России ошибочной. Поскольку в этом случае положения п. 10 Правил № 1133 должны рассматриваться в совокупности с п. 3 Правил № 1133 и означают лишь необходимость проведения торгов в форме аукциона. Сами по себе Соглашения № 1 и № 2 к территориальной схеме не определяют и не регулируют вопросы формирования лотов.
  • Мы считаем, что анализ причинно-следственных связей между действиями нашего клиента и предполагаемым ограничением конкуренции, необходимый для принятия обоснованного решения, антимонопольный орган Псковской области не приводит.
  • Факт укрупнения лотов не является ни необходимым, ни достаточным условием ограничения конкуренции, поэтому не может рассматриваться как прямое и бесспорное доказательство нарушений требований антимонопольного законодательства. Наличие в регионе 30 потенциальных участников рынка обращения ТКО ещё не говорит о том, что все они соответствуют обязательным требованиям, предъявляемым к участникам торгов.

Псковский антимонопольный орган провёл довольно формальный анализ товарного рынка ТКО на территории Псковской области. Результаты этой работы являются основными доказательствами, на которые опирается Псковское УФАС. Поэтому наши юристы инициировали в Институте анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ повторное исследование рынка ТКО не только в Псковской области, но и по России в целом. 

Согласно заключению экспертов, доводы, сформулированные нашими юристами, подтверждены: связи между размером лота и числом участников не прослеживаются в российских данных и в данных по закупкам Псковской области, а также до введения Института регионального оператора и после реформы сектора рынка перевозок ТКО. 

Сейчас дело в стадии судебного обжалования указанных ненормативных правовых актов Псковского УФАС (апелляционная инстанция).