ПРАВО.ru
Мнение
9 декабря 2016, 17:25

Рискориентированный подход как способ не "кошмарить" бизнес проверками

Рискориентированный подход как способ не "кошмарить" бизнес проверками
Фото с сайта www.genproc.gov.ru

Часть надзорных органов с 2017 года отказывается от системы "сплошных" проверок бизнеса. Теперь их графики будут строиться на рискориентированном подходе. В чем он заключается, какую выгоду несет как бизнесу, так и контролирующим ведомствам, и как повлияет на экономическую деятельность, рассказал начальник управления взаимодействия со СМИ Генеральной прокуратуры РФ Александр Куренной.

В последние годы государство активно поддерживает малый и средний бизнес. Среди принятых мер налоговые каникулы для вновь создан­ных производств, трехлетний морато­рий на плановые проверки субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства) и общее снижение контрольно-надзорного давления.

Дальнейшее совершенствование государственного контроля и надзора остается актуальным для российского бизнес-сообщества. Одно из важных нововведений в этой сфере вступит в силу с 1 января 2018 года. Закон № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муни­ципального контроля», принятый в июле 2015-го, предусматривает, что контролирующие органы с 2018 года года должны применять рискориентированный подход при организации проверок бизнеса.

Согласно ему, интенсивность (форма, продолжительность, периодичность) проведения контрольных мероприятий должна будет зависеть от того, к какой категории риска или классу опасности по роду своей деятельности будут причислены юрлица или ИП, а также объекты, которые они используют для работы.

17 июля текущего года Правительство РФ постановлением № 806 утвердило Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к опре­деленной категории риска или определенному классу (категории) опасности.

Например, к юрлицам или ИП, отнесенным к 1–3 классу опасности или чрезвычайно высокой, высокой и значительной категориям риска, с плановыми проверками стабильно будут приходить один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора). Если класс опасности 4–5, а риск – средний или умеренный, то проверять такой бизнес можно не чаще одного раза за период.

Для того чтобы надзорные органы переходили на модель рискориентированного подхода постепенно, часть из них начнет работать по ней уже в 2017 году, раньше определенного законом срока. С Нового года такой подход будет применяться при осуществлении госпожнадзора, санитарно-эпидемиологического надзора, за который отвечают Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благо­получия человека (Роспотребнадзор) и Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) и надзора в области связи.

В положения о работе соответствующих ведомств уже внесены изменения, согласно которым графики плановых проверок будут строиться по новому принципу: исходя из уровня риска конкретного вида хозяйственной деятельности и отдельных подконтрольных субъектов. Теперь главным основанием для проведения надзорных мероприятий становится высокий риск потенциальной общественной угрозы в контролируемой сфере. А целью проверок – снижение вероятности проявления негативных и общественно опасных последствий от данного вида экономической деятельности.

В перспективе это позволит отказаться от практики проведения "сплошной" проверки всех подконтрольных субъектов, что выгодно бизнесу. Кроме того, дифференцированный подход, в зависимости от степени риска причинения вреда (ущер­ба), обеспечит рациональное распределение и расходование ресурсов самих кон­трольно-надзорных органов.

Уже в этом году, с учетом новых положений законодательства, Роскомнадзор, ФМБА, Роспотребнадзор и МЧС России предоставили в органы прокуратуры графики проведения плановых проверок юридических лиц и ин­дивидуальных предпринимателей на 2017 год. Сегодня прорабатывается вопрос по внедрению рискориентированного подхода в практику других контрольных органов.