ПРАВО.ru
Актуальные темы
30 декабря 2013, 14:51

10 самых заметных кадровых событий года

10 самых заметных кадровых событий года
Фото с сайта bulizhenko.ru

 

2013-й стал годом громких отставок, причем большая часть затронула Высший арбитражный суд, оказавшийся не в фаворе в ближайшем окружении президента. Но и без них интриг хватало: конкурс на незаконную должность, кандидат-фантом, программа "Первого канала", выводящая из борьбы за важную должность главного претендента, и незавидная кадровая судьба одного из авторов действующей Конституции.

1. Витрянский: увольнение после награды 

Год начался с огорчившей многих отставки зампреда Высшего арбитражного суда Василия Витрянского, одного из самых авторитетных российских цивилистов. В марте у него закончился второй срок пребывания в должности заместителя Антона Иванова, и по закону он не мог идти на третий. Госдума, которая незадолго до этого сняла законодательный запрет занимать должность более двух сроков подряд для председателя Верховного суда РФ и его заместителей, отказалась рассматривать аналогичные поправки ВАС в отношении его главы и замов. Председатель ВАС не скрывал, что эти поправки были направлены на то, чтобы дать возможность остаться на посту Витрянскому.

Витрянский мог бы работать судьей ВАС после истечения срока полномочий зампреда, но не стал этого делать и в марте ушел в отставку в возрасте 56 лет. "Он так [сам] захотел. Мы предлагали ему много разных вариантов, — рассказал "Право.Ru" глава ВАС. — Но он сказал, что уже четко высказался, что собирается в отставку и не будет принимать никакие паллиативные меры".

Всего за несколько месяцев до отставки Василий Витрянский стал лауреатом высшей юридической премии "Юрист года" за 2012 году в номинации "Развитие законодательства".

На освободившееся место зампреда Высшего арбитражного суда был объявлен конкурс, по итогам которого в июне рекомендацию ВККС получил председатель состава суда Сергей Сарбаш, представленный Антоном Ивановым как "человек известный в цивилистическом мире". А через два дня после этого Владимир Путин выступил с предложением об объединении высших судов, и вопрос о вакансии зампреда ВАС закрылся сам собой.

2. Казус Егоровой

По тем же основаниям, что и Витрянский, должна была лишиться кресла и зампред Мосгорсуда Евгения Колышницына. Однако у главы МГС Ольги Егоровой была идея, как обойти ограничения. Посчитав, что запрет не будет действовать, если Колышницына займет более высокий пост, Егорова добилась от Судебного департамента при ВС РФ приказа о введении в штат Мосгорсуда должности первого зампреда и через ВККС объявила конкурс на вакансию. 

В действительности должность первого зампреда существовала в судах лишь до 2009 года, когда были внесены изменения в закон о статусе судей. Лишь те из судей, кто занял этот пост раньше, могли дорабатывать на нем. В 2011 году ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" закрепил это положение, сохранив данную должность только для штата Верховного суда РФ.

План Егоровой провалился на заседании ВККС в июне, где председатель МГС представила Колышницыну в качестве "лучшего криминалиста Российской Федерации". "А что это за такая — должность первого зама?" – просили ее на квалифколлегии. — "Я поехала в администрацию президента, в Верховный суд, и мне там сказали, что можно, — ответила глава Мосгорсуда. — Думаю, в виде исключения". — "Федеральный конституционный закон такой должности для вас не предусматривает, и администрация президента такой вопрос решить не может", — объясняли Егоровой члены ВККС.

Но глава МГС не сдавалась. "Очень прошу", — говорила она. А когда коллегия взяла паузу и закрылась в совещательной комнате, поделилась в сердцах негодованием с сочувствующими в коридоре: "Да что, ну, введут [должность] указом президента. Все наши сидят — понимают, но вот сидят там общественники… Надеюсь, они меня услышали, что нельзя разбрасываться людьми".

Но ВККС 17 голосами против пяти отказала Колышницыной в рекомендации на должность. 59-летняя зампред не захотела оставаться в Мосгорсуде простым судьей и спустя несколько месяцев подала в отставку. Объявленная с ее уходом вакансия до сих пор не закрыта.

3. Кандидат-фантом в кадровой интриге года

Кадровой интригой, длившейся на протяжении всего 2013 года, стали карьерные перипетии бывшего председателя Девятого арбитражного апелляционного суда Александра Евстифеева – в прошлом сенатора, замполпреда президента, директора Института юстиции Уральской юридической академии.

Евстифеев возглавлял 9-й ААС со времени его открытия в 2003 году, но первое назначение на эту должность он получил на три года, а потому когда в конце 2012 года срок его полномочий истекал, решил снова занять ее. И ВККС решила его рекомендовать, исходя из того, что председатель суда должен максимально исчерпать отведенные ему два шестилетних срока, а потому Евстифеев еще три года может руководить тем же судом.

Однако такая интерпретация закона не нашла поддержки в президентских структурах. Их одобрения Евстифеев ждал до июля 2013 года, пока не стало понятно, что такового, по всей видимости, не последует. Тогда он отозвал свое заявление (так же, кстати, поступил в аналогичной ситуации в октябре и председатель Ставропольского краевого суда Александр Корчагин). И, заручившись поддержкой ВАС, подал в ВККС новое — на освободившуюся должность председателя Арбитражного суда Московской области

Впрочем, и здесь у бывшего председателя "девятки" не обошлось без злоключений: ему пришлось столкнуться с конкурентом-фантомом — отставным судьей общей юрисдикции из Подмосковья, который тоже выставил свою кандидатуру на вакансию, но сказывался больным аккурат во время заседаний ВККС. Но если в сентябре квалифколлегия учла присланное претендентом по факсу подтверждение из больницы и отложила обсуждение, то месяцем позже посчитала такую точечную болезненность злоупотреблением правом и дала наконец Евстифееву рекомендацию на должность.

Интрига, казалось бы, разрешилась, однако указа о назначении Евстифеева нет до сих пор…

4. Самый молодой председатель суда не задержался в Москве

Должность председателя АС МО оказалась вакантной, поскольку занимавший ее Дмитрий Плешков перебрался в кресло главы Арбитражного суда Самарской области. Возглавлял подмосковный арбитражный суд он всего три года, а занял его в 27-летнем возрасте, став самым молодым председателем многосоставного суда в стране. До этого около пяти лет Плешков проработал в аппарате ВАС — помощником председателя суда, замруководителя и руководителем секретариата председателя.

О том, что председатель АС МО собирается на аналогичную должность в Самару, стало известно в феврале. А уже через месяц он получил рекомендацию от ВККС и майским указом президента был утвержден в новой должности.

Плешков является доцентом кафедры гражданского права факультета права Высшей школы экономики. Кандидат юрнаук в 2011 году защитил диссертацию на тему "Органы акционерного общества: основные правовые проблемы и пути их решения", его научным руководителем был глава ВАС Антон Иванов.

5. Главу столичной апелляции переманили у исполнительной власти

Между тем 9-й ААС работает без полноценного руководителя, а только с исполняющим его обязанности, с декабря 2012 года. Конкурс на должность председателя суда не объявлялся вплоть до середины осени — сначала была надежда на переназначение Евстифеева, а затем начались смотрины его возможных преемников. В октябре "Право.Ru" стало известно, что предложение возглавить апелляционный суд получил бывший председатель Арбитражного суда Ивановской области, ставший затем первым вице-премьером региона, Игорь Гладков. Арбитражным судом он руководил с 1997 по 2007 год, а до этого два года был членом Совета Федерации.

Кто проводил консультации с бывшим сенатором - президентские структуры, ВАС, или обе инстанции сразу  - источники "Право.Ru" уточнить не могли. Сам Гладков, сообщив, что сдал судейский экзамен, отказался говорить о том, на какой пост он будет подавать заявление в ВККС. "Да, я рассматриваю возможность вернуться на судейскую работу, но это может быть другой суд", — сказал он.

Интрига сохранялась вплоть до последней в 2013 году сессии ВККС, состоявшейся в середине декабря. В ее предварительной программе вопроса о Гладкове не было, однако в день "арбитражного" заседания квалифколлегии этот пункт был добавлен в повестку. Теперь рекомендованный ВКСС ивановский вице-премьер, как и его предшественник в "девятке", ждет указа о назначении.

6. Первый канал обезглавил челябинскую Фемиду

Федору Вяткину, возглавлявшему Челябинский областной суд около четверти века, переназначиться в этом году на новый срок помешала телепрограмма "Человек и закон". Она вышла на Первом канале как раз перед сессией ВККС, на котором должно было рассматриваться его заявление.

В передаче сообщалось, что Вяткин имеет отношение к преступной группировке "калининская семья" и давался фрагмент интервью с "бывшим оперативным сотрудником", утверждавшим, что "с судьями, которые идут против воли Вяткина, случаются либо несчастные случаи, либо избиения в подъездах, либо смерть от инфаркта, либо самоубийство".

На заседании ВККС Вяткин ответил на вопросы об обвинениях, звучавших в его адрес в СМИ, и квалифколлегия рекомендовала его на должность, отвергнув альтернативного кандидата. Однако в марте президентская комиссия по кадрам отклонила его кандидатуру.

В дальнейшем СКР возбудил уголовное дело по факту распространения клеветы в отношении Вяткина в программе "Человек и закон" и предъявил обвинение руководителю одного из структурных подразделений Администрации Челябинской области. Именно он в телесюжете представлялся бывшим сотрудником УБОПа, хотя, как установил СКР, таковым никогда не являлся.

Сам Вяткин обратился в Останкинский суд Москвы с иском к производителю программы — телекомпании "Останкино" и телеведущему, тогда члену Совета Федерации Алексею Пиманову. Не требуя компенсаций, экс-глава облсуда настаивал на опровержении приведенных в программе сведений в ее эфирное время и в том же объеме. Суд признал Пиманова ненадлежащим ответчиком, поскольку он не был автором скандального сюжета, а иск к "Останкино" удовлетворил.

Между тем должность председателя Челябинского облсуда до сих пор так и не занята. В сентября ВККС на втором конкурсе рекомендовала на этот пост двоих из шести претендентов, включая и.о. председателя суда Анатолия Кунышева. Но кадровая комиссия президента отклонила обе кандидатуры. По словам ее члена, главы правового комитета Госдумы Павла Крашенинникова, такое решение было принято по просьбе полпреда президента в Уральском федеральном округе Игоря Холманских. Теперь объявлен уже третий по счету конкурс.

7. Рокировка судейских эйчаров в Кремле

Саму кремлевскую комиссию по судейским кандидатурам в 2013 году тоже не миновали кадровые перемены. Им предшествовал уход в июле с должности прокурора Московской области 53-летнего генерал-лейтенанта юстиции Александра Аникина. СМИ писали, что он подал рапорт об увольнении из-за конфликта с заместителями генпрокурора Виктором Гринем и Владимиром Малиновским. Будто бы назначенный в 2011 году на должность Аникина начал жесткую зачистку в облпрокуратуре из-за дела о нелегальном игорном бизнесе в Подмосковье, но его действия не нашли поддержки в окружении Юрия Чайки. 

Прокурору быстро нашлось применение. Аникин был сперва назначен замруководителя Управления президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, а затем в этом статусе — секретарем президентской комиссии по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов.

В свою очередь его предшественник по последней должности, другой замглавы кремлевского управления кадров — бывший сослуживец президента Владимира Путина, 60-летний генерал Николай Бобровский в октябре стал представителем президента в Высшей квалификационной коллегии судей. Эта перетасовка потребовалась в связи со скоропостижной смертью в августа руководителя президентского управления кадров и представителя главы государства в ВККС Владимира Кикотя. 

Бобровский учился в Высшей школе КГБ вместе с Путиным и окончил ее по той же специализации — "юрист со знанием немецкого языка", после чего служил в КГБ до начала 90-х годов. В 1997-1998 годах работал вместе с Путиным в Главном контрольном управлении президента. В 2002-2009 годах был первым замначальника и замначальника ГКУ.

На освободившееся после увольнения Аникина кресло прокурора Подмосковья кандидат представлен лишь в октябре — новым назначенцем стал 42-летний начальник управления Генпрокуратуры по надзору за следствием в МВД и ФСКН России Алексей Захаров. СМИ называют его зятем министра обороны РФ Сергея Шойгу, который до ноября 2012 года был губернатором Московской области. 

8. Исход судей ВАС

Самые чувствительные кадровые потери понес в 2013 году Высший арбитражный суд. Почти сразу после появления президентского законопроекта об упразднении ВАС группа его судей приняла решение о коллективной отставке. Первоначально называлась цифра до семи до 23 потенциальных отставников. Судей ВАС, помимо прочего, задело, что для переназначения в обновленный Верховный суд им придется пройти через экзамен, что вытекало из текста законопроекта (уточняющий законопроект, который избавил от экзаменовки действующих судей, появился гораздо позднее).

К октябрьской сессии ВККС число судей ВАС в "шорт-листе" на увольнение все же оказалось по нижней планке — семь человек. Уже на заседании квалифколлегии выяснилось, что двое судей — Сергей Бондаренко и Марина Пронина — свои заявления отозвали. Однако, несмотря на появление передумавших, судей ВАС, ушедших в отставку, все равно оказалось семь. К пяти судьям — Ризвангуль БалахничевойЛюдмиле ВоронцовойВалентине КуликовойАлександре Медведевой и Елене Моисеевой, о желании которых уйти с должности было заранее известно, на заседании ВККС добавились еще двое — Наталья Весенева и Евгений Андреев. Все они заработали право на пожизненное содержание.

9. Новые лица во главе арбитражных кассаций

Но были в руководстве российской арбитражной системой в 2013 году не только потери, но и приобретения. В феврале новых председателей обрели Федеральные арбитражные суды Поволжского и Дальневосточного округов. 51-летний Юрий Глазов пришел в ФАС ПО с должности главы Арбитражного суда Белгородской области. При нем этот суд стал одним из наиболее продвинутых в технологическом плане в арбитражной системе. Скажем, когда в 2010 году поправками в АПК РФ была введена аудиозапись судебных заседаний, белгородский арбитраж смог ввести ее в числе первых, разработав пошаговую графическую инструкцию для аудиопротоколирования, которая упростила обучение судей и сотрудников аппарата.

39-летний Вячеслав Кресс перешел в ФАС ДВО с должности заместителя председателя Седьмого арбитражного апелляционного суда (Томск). Бывший банковский юрист, он защитил диссертацию на тему "Обязательство по возврату банковского кредита и поручительство как способ обеспечения его исполнения", став кандидатом юрнаук в 26 лет.

10. Китайский след в отставке Шахрая

В сентябре своих должностей в Счетной палате РФ лишились одни из самых известных российских госюристов — глава СП Сергей Степашин и руководитель аппарата палаты Сергей Шахрай. Напомним, что Степашин, занимавший, помимо прочего, должность главы Минюста РФ с июля 1997 по март 1998 года, является одним из трех сопредседателей Ассоциации юристов России. Офис Счетной палаты последние годы фактически был одной из площадок для заседаний комиссий АЮР (в частности, такой важной, как комиссия по общественной оценке качества высшего юридического образования в РФ), а пресс-служба СП соревновалась со аппаратом АЮР в скорости освещения мероприятий ассоциации. При новом председателе палаты Татьяне Голиковой эта шефская поддержка АЮР была, разумеется, свернута.

Сергей Шахрай, один из соавторов действующей Конституции РФ, едва уволившись из Счетной палаты, был назначен проректором МГУ им. Ломоносова, где в последние годы являлся по совместительству научным руководителем Высшей школы государственного аудита. В новом качестве он будет курировать международный проект по созданию на базе МГУ совместного российско-китайского университета в КНР.