ПРАВО.ru
Актуальные темы
18 декабря 2014, 19:57

Административная юридическая недомонополия

Административная юридическая недомонополия
Фото ИТАР-ТАСС

С 1 июля 2015 года может начаться рассмотрение споров граждан с государством в особом порядке. Это число пока называют датой вступления в силу президентского Кодекса административного судопроизводства, проект которого в целом одобрил сегодня ко второму чтению думский комитет. Впервые в неуголовном процессе появляются ограничения на судебное представительство. Впрочем, рождающаяся профессиональная монополия узка.

В первом чтении президентский законопроект с Кодексом административного судопроизводства был принят в мае 2013 года, но вернуться к работе над ним депутаты смогли только осенью 2014-го. До этого, пока не заработал "новый", переукомплектованный Верховный суд, не было понятно, кто должен быть представителем судейского сообщества при обсуждении этого документа.

Подготовленная ко второму чтению редакция проекта кодекса сохранила изначальные пожелания президента Владимира Путина. Сегодня этот документ обсуждал Думский комитет по госстроительству. В целом он одобрен, но комитет еще продолжит работу над таблицами поправок.

Компетенция

Идея некоторых представителей судейского сообщества распространить действие КАС и на производство в арбитражных судах (публично ее высказывал ректор Российского госуниверситета правосудия Валентин Ершов) не принята. По новым правилам будут работать только суды общей юрисдикции, а административные споры бизнеса останутся в арбитражных судах и в сфере применения АПК. Исключение составят только споры с государством из-за кадастровой стоимости недвижимости, исходя из которой в ближайшее время планируется рассчитывать налог, – все они переходят в СОЮ. Такая поправка появилась в проекте ко второму чтению, но это не неожиданность, так как 143-й федеральный закон от 4 июня 2014 года передает дела об оспаривании кадастровой стоимости в суды областного уровня.

Собственники объектов будут вправе через суд попытаться оспорить результаты кадастровой оценки в течение пяти лет с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости. Если эта цифра будет ниже 5 млн руб., дело будет разрешать райсуд, а если больше – суд областного звена. Для Москвы и Санкт-Петербурга планка отправки дела на уровень повыше больше – 15 млн руб.

Владимир Плигин сегодня на заседании комитета несколько удивился этой идее. Это, наверное, первый случай, когда в процессуальном кодексе появляется особый статус для городов федерального значения, сказал Плигин. "Этот подход согласован с Минэкономразвития", – заверила его зампред ВС Татьяна Петрова.

По КАС должны рассматриваться дела об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий или бездействия органов госвласти, местного самоуправления и чиновников, когда есть необходимость защитить "нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан, прав, а также "законные интересы [некоммерческих] организаций". Также по КАС будут идти процессы об оспаривании решений и действий НКО, а также о присуждении компенсации за волокиту из юрисдикции СОЮ. Изначально Путин предложил по новому порядку разбирать все подобные дела, даже если нарушение допущено в хозяйственном споре. Однако летом прошлого года этому воспротивился существовавший тогда Высший арбитражный суд, заявив, что это нарушает ясность правового регулирования, а подведомственность дел меняется вопреки заверениям в обратном.

В административном порядке, согласно законопроекту, будут разбираться и дела об оспаривании решений квалификационных коллегий судей. Не отказались парламентарии и от передачи под КАС споров об "обязательных платежах и санкциях с физлиц и НКО", хотя ранее эту идею критиковали. "[Эти вопросы] тяготеют к обычным гражданско-правовым спорам и до настоящего времени рассматриваются в общеисковом порядке", – говорилось в заключении на проект, который дал думский комитет по госстроительству.

КАС не будет распространяться на производство по делам об административных правонарушениях. Водителям по-прежнему придется доказывать свою невиновность, а не радоваться, что их вину будет обосновывать полиция.

Бремя доказывания и представительство

Обосновывать правомерность своего поведения возлагается на государственный или муниципальный орган, организацию или должностное лицо. Административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в интересах других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, но должны указывать, какие НПА нарушили чиновники и иже с ними, и подтверждать, как этим нарушены или могут быть нарушены чьи-то права.

Сохранилась в тексте законопроекта ко второму чтению и вторая, кроме "налоговой", спорная норма – о судебном представительстве. Она, как считали в Госдуме год назад, "может повлечь для граждан дополнительные расходы". Речь идет о том, что некоторые категории заявителей в административном судопроизводстве смогут представлять только юристы с высшим образованием (ВС, правда, и вовсе желал видеть в процессе исключительно адвокатов). Летом прошлого года, выступая против этих ограничений, парламентарии-эсеры Татьяна Москалькова и Дмитрий Гудков отмечали, что "эта норма в большой мере исключает право граждан на юрпомощь членов общественных организаций, которые часто, не обладая юробразованием, являются хорошими специалистами в своей области". Новшество может привести к ситуации, когда такой представитель сможет защищать интересы доверителя в Европейском суде по правам человека, но не в российском, писала в замечаниях Москалькова.

Это первый случай, когда в неуголовном процессе появляются такие ограничения – в действующих АПК и ГПК их нет. Но апробация модели может пригодиться в будущем, так как Минюст и Федеральная палата адвокатов разрабатывают концепцию регулирования рынка юрпомощи, где звучат идеи объединения юристов под эгидой адвокатуры и закрепление исключительного права адвокатов на представительство интересов граждан и юрлиц в судах и на иные формы оказания квалифицированной юрпомощи.

Впрочем, пока эта локальная юридическая монополия узка. Согласно проекту КАС, граждане смогут во всех инстанциях судиться лично, для этого им высшее юридическое образование не потребуется. Исключение сделано для случаев, когда стоит вопрос о принудительной госпитализации в психиатрическую больницу или недобровольного освидетельствования. Тут, если у гражданина не будет представителя, суд назначит ему адвоката.

Дела организации смогут вести уполномоченные ею лица, и требование к ним о высшем образовании в проекте не записано, а вот отстаивать интересы религиозных или общественных организаций смогут только их сотрудники с юридическим дипломом юриста или внешние юристы. Требования к представителям госорганов и местного управления депутаты ко второму чтению смягчили: это могут быть их руководители, даже если у них нет высшего юридического образования, а также нанятые юристы.

Инстанционность и "упрощенка"

Дела в основном будут рассматривать "районки", но суды областного звена станут первой инстанцией в том случае, если речь пойдет о гостайне и об оспаривании решений региональных экзаменационных комиссий по приему квалифэкзамена на должность судьи. Мировые судьи, как и было заложено первоначально, дела в рамках административного судопроизводства разбирать не будут. Верховный суд РФ по первой инстанции будет слушать дела об оспаривании решений ВККС или ККС о прекращении полномочий судьи, актов президента, правительства, Генпрокуратуры и т. д. о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий.

Традиционно в первой инстанции дела будут рассматриваться единолично, но есть исключения. Коллегиальный порядок установлен для дисциплинарных судейских процессов в ВС РФ, дел против президента и правительства, споров с ЦИК по итогам президентских и парламентских выборов, административных дел о расформировании избирательных комиссий. Но это не закрытый перечень: глава суда может на основе мотивированного заявления судьи принять решение о коллегиальном рассмотрении дела "в связи с его особой сложностью".

Производство по административным делам должно быть недолгим: на процесс отводится не более двух месяцев с момента поступления иска, ВС РФ дают на месяц больше. По сложным делам срок можно будет увеличить, но не более чем на один месяц. Время может быть значительно короче для некоторых видов споров, например о защите избирательных прав, если иск поступил во время кампании. Он должен быть рассмотрен в течение пяти дней со дня его поступления, но не позднее дня, предшествующего дню голосования. Присланное в день голосования заявление суд будет рассматривать немедленно, а если потребуется дополнительная проверка, у суда будет всего 10 дней.

Сохранилась в президентском проекте КАС идея про упрощенную, письменную, схему процесса, при котором судья ограничится изучением доказательств. На это отводится 10 дней с момента вынесения определения о рассмотрении дела по такой процедуре, на апелляционное обжалование такого решения отводится 15 дней. "Упрощенка" допустима, если все участники дела заявили ходатайства по поводу его рассмотрения в их отсутствие либо если истец и ответчик не возражают против письменного разбирательства. Особо оговорено, что для споров из-за долгов по обязательным платежам и санкциям минимальная планка для "упрощенки" составляет 20 000 руб.

Ко второму чтению в проекте КАС оказалось упоминание о том, что информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судьям по административным делам, "подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства". Для этого эти сведения должны размещаться на сайте суда.

Ясности о дате вступления в силу нового кодекса в силу пока нет. Предполагается, что он может заработать с 1 июля 2015 года, говорил сегодня на заседании комитета его член, единоросс Дмитрий Вяткин.