ПРАВО.ru
Актуальные темы
4 декабря 2015, 14:00

"Шпионский мост": хороший адвокат по-спилберговски

"Шпионский мост": хороший адвокат по-спилберговски
Кадр их фильма "Шпионский мост"

В своем новом фильме "Шпионский мост" Стивен Спилберг не просто рассказывает историю бруклинского адвоката Джеймса Донована: пока экранный герой Тома Хэнкса вынужден защищать на процессе врага народа и выменивать советского шпиона на американского, зритель понимает, какие качества отличают настоящего адвоката и почему порядочность стоит дороже лояльности политическим режимам.

1957 год. Бруклинский адвокат Джеймс Донован (Том Хэнкс) получает от начальства задание защищать в суде пойманного советского шпиона, Рудольфа Абеля (отличный Марк Райлэнс). Донован по-серьезному берется за дело: сидит над делом ночи напролет, находит нарушения, произведенные при обыске квартиры агента, и отказывается обсуждать своего подзащитного с работниками ЦРУ. Однако ему ясно дают понять, что особенно стараться при защите врага Америки не следует – и на работе, где перед его носом захлопывают дверь в кабинет начальника, и дома, когда в его окно прилетает камень. Попытка подать апелляционную жалобу после вынесения обвинительного приговора – Донован добивается для Абеля 30-летнего заключения вместо смертной казни – вызывает недовольство даже у его жены (Эми Райан), да и дети спрашивают: "Папа, зачем ты его защищаешь?"

Герой Хэнкса говорит общие слова о праве каждого на защиту, но весь секрет в том, что он успел проникнуться стойкостью Абеля и даже начал его уважать. Возможно, поэтому, когда в 1960 году русские сбивают в советском воздушном пространстве самолет американского шпиона Фрэнсиса Гари Пауэрса и директор ЦРУ Аллен Даллес решает обменять его на Абеля, лучшей кандидатуры, чем Донован, искать не нужно. Адвокату придется, соврав жене и детям, отправиться в только что разделенный стеной Берлин и погрузиться в кошмар заснеженных руин и казенных коридоров посольств.

Дело личное и абсурдное

Сама реальная ситуация с обменом американского и советского шпионов знакома многим по фильму Саввы Кулиша "Мертвый сезон", где в начале, кстати, сам Абель произносит вступительное слово. Но для Стивена Спилберга это не просто шпионский триллер – он признается, что считает эту картину едва ли не самым личным своим фильмом. Во всяком случае, сцена, когда Хэнкс приходит домой и видит, что его сын наполнил ванну водой на случай ядерного взрыва, взята из детства режиссера – именно он был этим мальчиком периода холодной войны и жил в постоянном страхе.

При этом в "Шпионском мосту" больше абсурдного, чем страшного: комичная подставная семья Абеля в советском посольстве, встреча Донована и сотрудника КГБ, Ивана Шишкина (Михаил Горевой), похожая на задушевную беседу Чичикова с Маниловым, попытка выторговать двух американских пленных вместо одного, карикатурные работники Штази. Очевидно, что братья Коэны не просто так заявлены соавторами сценария.

Конечно же, встреча и обмен двух агентов на "шпионском мосту", Глиникер-брюкке, состоялись, причем не в последний раз: мост стал традиционной точкой обмена американских и советских шпионов. Но то, что ей предшествовало, все равно вызывает неослабевающий интерес – отчасти благодаря мастерству режиссуры Спилберга и удачному сценарию Мэтта Чармана и Коэнов, но во многом из-за фигуры героя Хэнкса. Его честный адвокат Донован, поначалу оперирующий правовыми терминами и щеголяющий знаниями судебных прецедентов, оказывается в чуждой стране, где с него в первые же минуты пребывания снимают пальто, а ютиться ему приходится в полуразрушенной неотапливаемой квартире. В какой-то момент становится понятно, что действовать тут надо совсем иначе – где-то поможет хитрость, где-то блеф, а где-то передача послания "наверх" через случайного вроде бы человека в коридоре посольства.

Именно так, а вовсе не с помощью знания юридических тонкостей хороший адвокат добивается, казалось бы, невозможного, и в эти моменты американская юриспруденция удачно мимикрирует под чуждую ей среду. И конечно, кроме несомненного таланта Хэнкса и замечательного британского театрального актера Райлэнса, среди плюсов картины можно отметить гуманизм Спилберга, который в данной ситуации не кажется таким уж навязчивым. Во всяком случае в свете теперешних отношений между Россией и США актуальность его посыла "ребята, давайте жить дружно" невозможно отрицать.