ПРАВО.ru
Актуальные темы
28 июня 2016, 16:54

Пленум ВС обсудил постановление о том, как применять КАС

Пленум ВС обсудил постановление о том, как применять КАС

Коллективный административный иск и права коллективных истцов, принцип состязательности сторон и активная роль суда, разный процессуальный статус представителей и особенности мер принуждения – эти и другие вопросы административного судопроизводства собирается разъяснить Верховный суд.

Сегодня Пленум Верховного суда РФ обсудил проект постановления о применении судами Кодекса административного судопроизводства (КАС), вступившего в силу почти год назад. Закон содержит много новелл, и необходимо разработать комплекс правил его применения, пояснила на заседании Пленума судья-докладчик Татьяна Петрова, зампред ВС и председатель судебной коллегии по административным делам.

Особое внимание 30-страничный проект уделяет институту коллективного административного иска (ст. 42 КАС). Согласно кодексу, к такому требованию должны присоединиться не менее 20 лиц. Но если нужного числа истцов не наберется, остальным желающим нужно разъяснить, что они имеют право обратиться в суд индивидуально, разъясняет проект.

Он подробно регламентирует и права лиц, в защиту которых подано коллективное заявление. В частности, они могут знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, снимать копии, требовать замену лица, которому поручено ведение спора (пункт 17). Но поскольку они не обладают правами, связанными с непосредственным участием в судебных заседаниях, о времени и месте проведения их не извещают.

Документ разъясняет положения о судебном представительстве. Он напоминает, что интересы организации могут защищать ее единоличный орган управления или уполномоченные лица, а от имени госорганов полномочны выступать их руководители (ст. 54 КАС). Процессуальный статус представителей в силу закона и доверенности отличается, обращает внимание пункт 20 проекта. В частности, к первым не предъявляются требования о высшем юридическом образовании, а их полномочия могут быть ограничены различными правовыми актами (например, уставом организации).

Подчеркивает проект и принцип состязательности и равноправия сторон при активной роли суда. Так, суды должны принимать все меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств, а также выявлять и истребовать по собственной инициативе доказательства (пункт 25).

Отдельная глава посвящена мерам процессуального принуждения. В ней уточняется, что ограничить выступление участника судебного разбирательства или лишить его слова можно без вынесения отдельного определения. Достаточно сделать об этом запись в протоколе (пункт 43). Оспорить ее возможно лишь вместе с обжалованием итогового судебного акта. На другие меры процессуального принуждения может быть подана частная жалоба, которая не является основанием для отложения судебного разбирательства.

Масштабные разъяснения посвящены упрощенному (письменному) производству по административным делам – без проведения устного разбирательства (пункты 71–80). В документе уточняются его основания, процедура, сроки. В таком порядке не могут рассматриваться споры, связанные с ограничением прав и свобод гражданина (например, дела о принудительной госпитализации в медицинское учреждение, оказывающее психиатрическую помощь). Суд должен рассмотреть дело в пределах 10 дней, а обжаловать решение стороны могут в течение 15 (со дня получения копии решения). Такой же срок установлен и для подачи частной жалобы на определение суда.

Документ обращает внимание на вопросы извещения участвующих в деле лиц (пункты 36–38), а также аудиопроколирование (пункты 66–69). Участники дел, согласные на оповещения по СМС или электронной почте, оставляют об этом расписку с указанием номера телефона или адреса электронной почты. Не исключено, что таким образом будут оповещать оповещать и госорганы. Аудиопротоколирование обязательно для каждого судебного заседания судов первой и апелляционной инстанций (включая предварительное). Отсутствие аудиозаписи, которая должна была фиксировать сведения, послужившие основанием для принятия судебного акта, является основанием для его отмены.

С текстом проекта постановления Пленума ВС "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ" можно ознакомиться здесь.