ПРАВО.ru
Актуальные темы
3 марта 2017, 16:38

Как это работает: новый регламент ГИБДД

С первого апреля сотрудники ДПС должны будут применять другие правила для надзора за безопасностью дорожного движения. Министерство внутренних дел разработало новый регламент. "Право.ru" рассказывает, о чем этот документ.

Зачем вообще хотят принять новый регламент?

Так бывает. Законодательство меняется, как и технологии. Действующий регламент № 185, который был принят в 2009 году, устарел.

 

О чем этот документ?

Если кратко – о контроле за безопасностью на дорогах*.

* Официально документ называется так "Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения".

 

Для кого он предназначен?

Для сотрудников ГИБДД. Там прописаны их права и обязанности. Объяснятся, как они должны вести себя с водителями. Например, быть «вежливыми, объективными и тактичными, обращаться на Вы, проявлять спокойствие и выдержку» (п. 39); разъяснять суть нарушений «без нравоучений, убедительно и ясно» (п. 45); отвечать на телефонные звонки в «вежливой (корректной)» форме (п. 22).

По сути, регламент – это инструкция для инспекторов о том, как исполнять действующее законодательство*.

* КоАП, Уголовный кодекс, Федеральный закон «О полиции»; Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», Правила дорожного движения и многое другое.

 

Обязаны ли водители знать этот регламент?

Нет. Документ предназначен для внутреннего пользования сотрудниками ГИБДД. Но изучить его полезно. Это может помочь избежать конфликтов и упростит взаимодействие с инспекторами. Например, неплохо знать, о чем вас могут или обязаны проинформировать. Или принять к сведению тот факт, что водители тоже могут использовать фото-, видео и звукозаписывающие устройства в разговоре с сотрудниками ДПС, которые не вправе этому препятствовать [об этом четко прописано п.10]*.

* Правда, если запись не запрещена законом: ограничения есть в случае государственной тайны или, например, внутри помещений органов внутренних дел. Но и здесь можно быть спокойным: при наличии запрета сотрудники должны информировать об этом.

 

Какие самые важные изменения есть в новом регламенте?

Это очень субъективный критерий, но попробуем.

Новый регламент четко устанавливает порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД. В п. 258 теперь указано, что если происшествие произошло с участием двух транспортных средств, вред причинен только им, а у владельцев нет разногласий, сотрудник на место не выезжает. При наличии разногласий сотрудник выясняет необходимые сведения, чтобы принять решение о целесообразности выезда.

"Многие водители даже при отсутствии пострадавших все равно часами ждут ГИБДД, – рассказывает Георгий Красавцев, руководитель пресс-службы "Всероссийского общества автомобилистов". – Теперь сотрудник может не выезжать, и водители должны к этому привыкать". По мнению Красавцева, это хорошее нововведение: "В больших городах это ускорит процесс".

Появилось в новом документе и дополнение в раздел о правах инспекторов. Сотрудники теперь "вправе требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать <...> покинуть их" (п. 9). Как замечает Красавцев, это положение очень общее и требует дополнительного пояснения: "Прописано так, что полицейский может выгонять зрителей по своему желанию".

Есть в новом регламенте и разъяснение о тахографах*. Согласно п. 115 теперь при проверке этих устройств инспекторы должны контролировать соблюдение водителем режима труда и отдыха. Как это будет реализовываться на практике, пока не понятно, замечает Красавцев. 

* Тахограф  это специальный прибор, который фиксирует основные параметры работы автоперевозчика (скорость движения, график работы водителя). Его цель уменьшение риска аварий. С 2013 года оснащать этим устройством в России должны владельцы автомобилей весом более 3,5 т (междугородние перевозки), а также владельцы грузовиков весом более 12 т.

.

И все? Больше нет изменений?

Есть. Например, новый регламент подтверждает за водителем право оспорить в протоколе мнение инспектора (п. 127): «Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вправе давать в своих объяснениях оценку имеющихся в деле доказательств, может отвергать их или ставить под сомнение, приводить контраргументы, которые в свою очередь подлежат тщательной и всесторонней проверке»*.

Появилось положение о запрете истребовать у юридических лиц документы и информацию, которая уже имеется в распоряжении иных государственных органов (п. 9). Также в новом документе, в отличие от нынешнего, упоминается слово «взятка». Теперь в регламенте четко прописано, что в случае склонения сотрудника к злоупотреблению служебным положением, получению взятки последний обязан подать уведомление об этом в специально установленном МВД порядке (п. 48)**.

* Право давать любое объяснения и так есть в законе, однако детальное пояснение, возможно, будет способствовать более уважительному отношению инспекторов к желанию другой стороны высказать свою позицию. Только не забывайте четко и ясно формулировать мысли. Это, например, может помочь в суде.

** Опять же о том, что давать, брать взятки или склонять к этому запрещено законом, мы надеемся, известно всем. Но указание на то, что конкретно делать в таком случае, не помешает добропорядочному инспектору.

 

Какое нововведение самое веселое?

На наш взгляд, про "удерживающие устройства". Согласно действующему регламенту документы принимаются сотрудниками для проверки без обложек. По новым правилам инспектор должен вернуть документы, если на них будут еще и "удерживающие устройства" (п. 47*).

* Имеются в виду, например, железные цепи с зажимом, которые некоторые предприимчивые водители крепят на документы, чтобы их не смогли унести в патрульную машину. 

 

А может, есть что-то про летательные аппараты?

Вы угадали! В регламенте появилось упоминание о «беспилотных летательных аппаратах» (п. 55). Теперь дроны (наряду с вертолетами, аэростатами, дирижаблями и мотодельтапланами) также могут использоваться при надзоре за дорожным движением.

 

Есть ли какие-то несущественные изменения?

Да, много. Например, переформулированы предложения. А некоторые связаны с поправками в законы. В частности, появилось указание на возможность предъявить для проверки просто распечатку электронной версии полиса ОСАГО (п. 9).

 

Новый документ уже действует?

Нет. Пока это только проект. Планируется, что новые правила сотрудники ГИБДД будут применять с 1 апреля.

 

Что думают специалисты?

Регламент является крайне важным документом, так как именно он детально описывает все аспекты взаимоотношений инспекторов и водителей, говорит адвокат Алексей Михальчик: "Основания для его принятия в обновленном виде давно назрели в связи с тем, что нормативно-правовая база, которая, собственно, является фундаментом этого ведомственного акта, за несколько последних лет, была радикально обновлена". В пример Михальчик приводит запрет изъятия водительского удостоверения, который поправками в КоАП был введен еще в 2013 году. 

Регламент учитывает и прочие новации законодательства последних лет: активное использование фото- и видеофиксации как фактов нарушений, так и административных процедур. "В целом я оцениваю новый регламент позитивно: нововведения позволят избежать многих конфликтных ситуаций и помогут более эффективно отстаивать свои права участникам дорожного движения", – уверен юрист.

Как резюмирует Алексей Поздняков из адвокатской фирмы "Юстина", в новом регламенте скорректирована структура, более четко обозначена нормативная база, конкретизированы многие понятия (в частности, полномочия инспекторов). Однако, по мнению Григория Скрипилева из Адвокатского бюро "Казаков и партнёры", новый документ вряд ли существенно скажется на дорожной ситуации и в целом не повлияет на правовой статус ни водителя, ни пешехода. При этом в доработке, на его взгляд, нуждается регламентация действий о попытке дать взятку сотруднику ГИБДД.

Регламент обязательно должен меняться, совершенствовать, объяснять, как должны вести себя инспекторы при разных условиях, говорит Сергей Канаев, руководитель "Федерации автовладельцев России": "Регламент – это вообще такой документ, который меняется в течение 5 лет. Как обновляется модельный ряд автомобилей. Какие-то новые проблемы, тенденции – сразу все в регламент. Чем тщательнее все прописано, тем меньше возникает вопросов по поводу поведения сотрудников".

 

Ознакомиться с информацией о новом регламенте можно здесь.