ПРАВО.ru
Актуальные темы
14 апреля 2017, 12:49

Трудоустройство в инхаус: каким должен быть идеальный кандидат

Трудоустройство в инхаус: каким должен быть идеальный кандидат
Фото с сайта www.beseda.dp.ua

Недавно мы писали о том, каких кандидатов ждут работодатели-консалтеры. Сегодняшний материал посвящен инхаус-юристам. Какие знания и навыки должны иметь соискатели в инхаус? Нужны ли им рекомендации, и если да, то от кого? Можно ли прийти в инхаус из консалтинга? Ответы на все эти вопросы – в материале "Право.ru". Кроме того, мы опишем, каким должен быть идеальный кандидат на позицию инхаус-юриста.

Пол, возраст, семейное положение

Все эти факторы не являются помехой для инхауса, уверяют работодатели. "Меня интересует профессионал – это качество ума и характера, а не внешности или социального положения", – заявил член правления, директор юридического департамента и комплаенс контроля DIXY GROUP Артем Афанасьев. Однако у рекрутинговых агентств, через "руки" которых проходят сотни кандидатов, мнение несколько другое. "Коллектив отдела, департамента или целой компании – это механизм. Чтобы механизм идеально работал, каждая его деталь должна быть не только хороша сама по себе, но и должна совпадать с другими деталями по определенным характеристикам. Условно говоря, вряд ли человеку, который близок к выходу на пенсию, будет комфортно работать в молодом коллективе. Как и наоборот", – сообщил старший консультант рекрутинговой компании Laurence Simons Кирилл Бахтигараев. "Да, 25-летнего кандидата на позицию руководителя юридического отдела вряд ли будут рассматривать", – согласилась руководитель направления HR, Legal и Office Support рекрутинговой компании Hays в России Мария Хандрос.

Рекомендован – считай, устроен?

Нужны ли кандидату в инхаус рекомендации? Безусловно, нужны. "Но ценность будут иметь только рекомендации тех людей, которых я или мои коллеги знают и к которым есть доверие", – добавляет Афанасьев.

Обычно соискатели приносят рекомендации от бывших коллег и работодателей, а при их отсутствии – от научного руководителя. Если кандидат находится на руководящей роли, можно попросить у подчиненных характеристику на него. "Если речь идет о юристах высшего звена, мы предоставляем нашим клиентам "360 градусов" – рекомендации от руководителя, внутреннего заказчика и подчиненного. Если говорить о среднем звене и начинающих специалистах, то стандартно опрашиваются руководитель и коллега", – рассказала сооснователь и управляющий партнер рекрутингового агентства RichartsMeyer Ольга Демидова. Поэтому всем юристам так важно помнить о профессиональной репутации и персональном бренде.

Однако не стоит переоценивать рекомендации: они, как и любой сертификат, в лучшем случае являются свидетельством прошлых заслуг, но ни в коей мере не гарантией того, что человек хорошо себя проявит на новом месте и будет приносить пользу бизнесу. "Репутация на рынке важна, но не нужно ее преувеличивать. Зачастую можно встретить прямо противоположные мнения от "коллег по цеху", – уверен партнер рекрутинговой компании Norton Caine Дмитрий Прокофьев. С ним согласен Бахтигараев: "Мнение одного человека может быть очень субъективным, поэтому чаще всего в качестве рекомендателей выступают 2–3 контакта".

Тест для инхауса

При принятии на работу инхауса (как, впрочем, и любого другого специалиста) ждет собеседование и тестирование. Обычно их количество и сложность зависит от позициии, на которую претендует кандидат. В российских компаниях соискателям часто предлагают пройти психологический тест с помощью опросника HOGAN любо схожих. Это авторитетные бизнес-психологические тесты, которые применяются для оценки сильных сторон и зон развития, выявления поведенческих отклонений, определения внутренних драйверов-мотиваторов. Опросники HOGAN доступны онлайн. "Зачастую доверие к полученным результатам таких тестов настолько велико, что может повлиять на финальное решение. Был даже случай, когда одна компания отозвала уже сделанный оффер кандидату после получения результатов психологического тестирования", – рассказал Прокофьев.

Варианты опросников HOGAN

1. Личностный опросник Хогана (Hogan Personality Inventory, HРI) позволяет определить поведение человека в нормальных ситуациях и предсказывает профессиональные возможности для большинства должностей.

Содержит 206 утверждений на "правду/ложь"

Время заполнения: 1520 мин

Оценка – по 4 уровням

2. Мотивационный опросник Хогана (The Motives, Values and Preferences Inventory, MVPI) выявляет мотивы, ценности и предпочтения человека, отражает результативность работы и коэффициент увольняемости персонала.

 

Содержит 200 утверждений по согласию, неуверенности или несогласию.

Время заполнения: 1520 мин

Оценка – по 5 уровням

3. Анализ зон Развития Хогана (Hogan Development Survey, HDS) помогает определить поведение в стрессовых ситуациях. Он создан для оценки потенциальных личных факторов срыва менеджера.

Содержит 168 утверждений на "правду/ложь"

Время заполнения: 1520 мин

 

Инхаус – это больше, чем юрист

Всех кандидатов в инхаус интересует, должны ли у них быть глубокие знания в той области, куда они планируют устроиться. "Желательно, но понимание отрасли не будет ключевым фактором при трудоустройстве. Правовые знания, аккуратность и внимательность к деталям, а также желание профессионально развиваться намного важнее", – заявил Афанасьев. "Как правило, при заказе поиска кандидата определяется сфера или сферы, откуда он может быть. Есть близкие, заменяемые сферы: фарма и FMCG (товары повседневного спроса). А есть более изолированные, закрытые сферы, без опыта в которых перейти на серьезную позицию практически невозможно. Например, банковская и финансовая", – считает Прокофьев. Его слова подтверждает Демидова, добавляя: "До недавнего времени в фармацевтические компании набирали кандидатов только из отрасли, затем – из FMCG и телекома, а теперь и юристов с опытом работы в производственных компаниях. На рынке недвижимости и строительства предпочитают юристов из отрасли, с глубокой экспертизой сопровождения строительных или арендных отношений. Однако при нехватке кандидатов поиск продолжается среди ретейла".

При этом Прокофьев не отрицает, что в жизни встречаются исключения из общих правил. Так, Александр Смирнов, который начинал в страховой группе "СОГАЗ", позднее работал в "Ренессанс Страхование", издательстве "Эксмо" и ГК "Русский Алкоголь", в 2013 году перешел в финансовую сферу и успешно занимает должность директора по юридическим вопросам Московской биржи.

Консалтеры-перебежчики

Руководители юрдепартаментов признаются, что положительно относятся к кандидатам, пришедшим из консалтинга. "Я сам пришел в инхаус из консалтинга, проработав более 10 лет в Skadden и Freshfields. Я считаю, что юристы с комбинацией опыта консалтинга и инхауса обладают существенными объективными преимуществами по сравнению с теми, кто развивался только в одной плоскости", – заявил Афанасьев. Прокофьев и вовсе считает, что наличие у кандидата основательного опыта работы в топовой юридической фирме и занятие им серьезной позиции в инхаусе – идеальное сочетание.

Демидова, напротив, уверена: это работает только с компаниями, руководители которых – сами выходцы из консалтинга. "В существующих реалиях консультантам достаточно сложно устроится в инхаус. Это обусловлено тем, что у работодателей широкий выбор среди инхаус-претендентов, которым не надо перенастроиться на другую работу", – добавляет Демидова.

Дело в том, что консалтерам часто не хватает управленческих навыков, которые присутствуют у инхаусов. "Основная проблема, с которой сталкиваются консультанты после перехода в инхаус, – слабая ориентация на решение бизнес-задач", – уверена руководитель практики "Юриспруденция и комплаенс" рекрутинговой компании Laurence Simons Ирина Белякова. Специфика юридической работы многих консалтинговых компаний подразумевает предоставление нескольких наиболее предпочтительных вариантов решения проблемы на выбор заказчика. Внутренним юристам приходится не только искать решения, но и самим принимать их. Инхаусу недостаточно просто видеть риски – он должен еще и подсказывать бизнесу правильные пути развития и движения.

При этом все отметили сильные стороны консалтеров. "Такие юристы имеют обширный опыт работы с разными отраслями права, проектами, клиентами, бизнесами. Hard skills ("твердые", профессиональные навыки) консультантов однозначно являются их преимуществом", – считает Демидова. Вероятно, именно поэтому перейти в инхаус из консалтинга гораздо проще, чем в обратной последовательности. Кстати, бывшие консалтеры наиболее востребованы в инвестиционных компаниях и фондах, где применим их опыт сделочной работы. А вот в производственных корпорациях и FMCG секторе они не так популярны, уверен Прокофьев. 

Идеальный кандидат

Безусловно, хороший юрист должен иметь качественное образование. Однако чем старше кандидат, тем меньше работодатели обращают внимание на вуз, который он окончил, – на первое место выходит предыдущее место работы, реализованные проекты, управленческий опыт и личностные данные. "Некоторые юристы получают дополнительное финансовое образование или МВА. Но я знаю мало случаев, когда именно это как-то помогало в получении интересной позиции", – поделился Прокофьев. "В теории дополнительное образование полезно. Однако на практике это выливается в распыление времени и фокуса внимания. В итоге видим юриста, который знает немного про финансы, получил диплом MBA, прослушал массу курсов, но не является высококлассным профессионалом ни по одному из направлений. Он может лишь завесить огромную стену своими сертификатами и дипломами", – согласился Афанасьев.

В прошлом году "Право.ru" составило рейтинг популярности высшего юридического образования среди топ-менеджента. Для этого аналитики исследовали 67 крупнейших российских компаний в Москве и Московской области. Ведущие московские вузы оказались на первых строчках (см. "Рейтинг юридического образования "Право.ru"). 

Кандидаты в инхаус практически на все позиции должны свободно владеть английским. В международных компаниях, которые очень привлекательны для соискателей, внутренняя документация ведется в том числе на английском, происходит постоянное общение со штаб-квартирой, юристы работают над двуязычными договорами. Но даже и для крупных российских фирм знание языка обязательно: они часто имеют зарубежных контрагентов и партнеров, а также ведут международные проекты. Владение английским не является требованием лишь в небольших и средних российских компаниях, деятельность которых сосредоточена внутри страны. И тем не менее Прокофьев уверен: без английского шансов на хорошее продвижение и высокую зарплату намного меньше.

Старший консультант рекрутинговой компании Laurence Simons Вера Афанасьева рассказала, что работодатели проверяют знания иностранного языка у кандидатов при помощи языковых тестов или заданий. Кроме того, один из этапов собеседования проводится на английском. "Если у вас есть сертификат или иное объективное подтверждение владения иностранным языком на определенном уровне, это будет плюсом. Но речь идет только о признанных международных системах сертификации", – сообщила Афанасьева.

Помимо владения языком, есть еще ряд умений, на которые обращают внимание потенциальные работодатели. "Популярное требование на современном рынке труда – практический опыт в области комплаенса. Также работодатели "любят" опыт решения трудовых кейсов", – рассказала Хандрос. "В первую очередь я ценю в кандидатах готовность брать на себя ответственность, умение решать сложные задачи, а также бизнес-ориентированный подход. Юрист должен помогать находить решения, а не рассказывать о рисках из большой энциклопедии рисков", – поделился Афанасьев.

"Право.ru" попросило описать идеального юриста на позицию инхаус. Сделать это согласился Бахтигараев: "Это человек в возрасте 27–32 лет, который получил образование в одном из лучших вузов страны, свободно владеет английским языком, имеет разносторонний PQE (опыт работы после получения диплома) в хороших иностранных компаниях, при этом не менее 3 лет стажа в каждой".

В погоне за зарплатой

Абсолютно все факторы в той или иной степени могут влиять на размер зарплаты кандидата, уверен Бахтигараев. Для начинающего специалиста определяющими будут являться образование и уровень владения иностранным языком. Для более зрелого – прежде всего опыт, профессиональные знания, предыдущий работодатель и занимаемая там должность, а затем полученное образование (основное и дополнительное) и знание английского языка. "Необходимо заметить, что "стоимость" каждого фактора зависит от конкретных потребностей компании, а также от того, насколько каждый из этих факторов будет важен для нее и уникален на рынке", – добавляет Бахтигараев.

Кстати, в прошлом году заработная плата корпоративных юристов, если смотреть в долларовом выражении, была сопоставима с зарплатой 2004 года. Эксперты отметили, что рынок откатился на 10 лет назад, роста доходов не происходит, о компенсации в валюте можно забыть (см. "Зарплата 10-летней давности: рекрутеры рассказали о доходах московских юристов").

***

С одной стороны, рынок труда юридических кадров высококонкурентный, это рынок работодателя. По данным группы Headhunter, на одну юридическую вакансию приходится 10 резюме. Чтобы ограничить поток кандидатов, работодатели ужесточают требования к соискателям. Поэтому у медали есть и другая сторона: слишком жесткие требования снижают количество подходящих претендентов и на рынке ощущается дефицит профессиональных юристов.