ПРАВО.ru
Актуальные темы
7 сентября 2009, 17:50

Юрий Шевчук готов защищать облик Петербурга в суде

Юрий Шевчук готов защищать облик Петербурга в суде
Юрий Шевчук Фото с сайта andrianov.org

1 сентября в Санкт-Петербурге состоялись общественные слушания по вопросу предоставления разрешения на строительство 396-метрового здания общественно-делового центра "Охта-центр". И хотя ОАО "Общественно-деловой центр "Охта" сделало официальное заявление, в котором назвало успешными прошедшие слушания, противники строительства говорят о многочисленных нарушениях и обещают провести в конце сентября — начале октября марш за сохранение исторической архитектуры Петербурга. В ситуации вокруг скандального здания, строительство которого финансирует Газпром, корреспонденту "Право.Ru" помог разобраться лидер группы "ДДТ" Юрий Шевчук. Известный музыкант возглавляет инициативную группу защитников облика города на Неве.

В разговоре с Юрием Юлиановичем, который известен своей непримиримостью к любому проявлению пошлости, дурновкусия, и готовым защищать свою позицию в любой судебной инстанции, речь зашла также  о его конфликтах с Олегом Газмановым и Филиппом Киркоровым. 

— То, что происходило на слушаниях по вопросу разрешения на строительство в Питере 396-метрового "шприца", — откровенный бардак, — решительно подчеркивает Юрий Юлианович. — И, кстати, опыт "Охта-центра" показателен: он наглядно демонстрирует необходимость принятия нового закона об общественных слушаниях, в чем со мной согласен член комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Сергей Малков.

К сожалению, губернатор Санкт-Петербурга отрицательно восприняла инициативу по принятию нового закона об общественных слушаниях, сославшись на то, что действующий документ вполне удовлетворителен. Но это не так! С этим надо срочно что-то делать, созывать комиссию, которая займется работой над новым законом об общественных слушаниях, в котором нужно жестко прописать вопрос о дате назначения и проведения слушаний, а также расширить перечень вопросов, требующих обсуждения в рамках этой процедуры. И очень хорошо, что эту проблему обнажила ситуация вокруг "Охта-центра". Ведь очевидно, что проект продвигают заинтересованные люди, продвигают со всеми возможными и невозможными нарушениями. К примеру, общественные слушания были назначены на девять часов утра первого сентября! То есть специально — в такое время, чтобы горожане, занятые на работе или провожающие детей в школу, — не смогли на них прийти. Сейчас, насколько я знаю, в Красногвардейский районный суд Питера подан иск о признании незаконными общественных слушаний по "Охта-центру". Посмотрим, что из этого получится.

А вы на слушаниях присутствовали?

— К сожалению, нет, поскольку находился в это время в Москве и не мог изменить своих планов. Но я был "на телефоне", мне практически в режиме реального времени звонили и докладывали обстановку. Могу сказать, что на суд о признании слушаний незаконными я приду обязательно. Более того, собираюсь участвовать во всех процессах против руководства будущего "Охта-центра", против Газпрома, который за этим стоит и дает на строительство деньги, и против городских властей, которые поддерживают такие бандитские инициативы. Скажу больше: если адвокаты истцов не справятся со своей работой, я лично приму участие в процессе как адвокат. Да, у меня нет юридического образования, да, мне придется почитать какие-то главы в законодательстве, но я считаю, что я смогу отстоять честь родного города. К счастью, я небезызвестный человек, и мне не смогут заткнуть рот так, как затыкают бабушкам-пенсионеркам и  молодежи.

— Вы же, я знаю, выступили инициатором письма Дмитрию Медведеву. Каков результат?

— Действительно, письмо написано еще в прошлом году — и подписал его не только я, но и многие известные петербуржцы, в числе которых Михаил Пиотровский, Александр Сокуров, Даниил Гранин, Олег Басилашвили, Сергей Юрский, Борис Гребенщиков, Александр Марголис… В письме мы просили обратить внимание на то, что территория под строительство была "зачищена" незаконно, а на депутатов, правительство города оказывается давление, чтобы принять новый высотный регламент, разрешающий строить высотные здания в непосредственной близости от исторического центра Санкт-Петербурга. Все это неминуемо приведет к разрушению уникального исторического облика города, который в последние годы и без того страдает от агрессивно-невежественной политики городских властей, позволяющих уничтожать исторические здания и возводить безвкусный "новодел".

Я не знаю, дошло ли письмо до президента, и если дошло, то в каком виде, но ответа не последовало. В результате была создана инициативная группа, которая сейчас и борется за свои права.

Печально, что на эту проблему никто не обращает внимание (исключение составляете вы, "Право.Ru", но вам, как говорится, сам Бог велел). Власти молчат — при том, что нарушаются наши с вами права, права простых граждан, мнение которых не спросили. А ведь это их город, который уничтожается на их же глазах. Нарушаются права и наших потомков — в будущем они увидят перед собой лишь изуродованный город. "Охта-центр", этот нефтяной шприц, убьет все. Есть такое понятие — фоновая архитектура, ландшафтная архитектура, но про это все забыли! Убьет он эту свечку гениальную Смольного собора. Он просто "першпективы невские" убьет, низкое небо наше. Почему в Питере люди сутулые? Потому что небо низкое. Оно тоже часть архитектуры исторического центра города. "Шприц" все разрушит. Я категорически против этого чудовищного сооружения. Ой, Господи, ну что говорить. Я не знаю, не понимаю вкусы наших этих бюрократов, чиновников, мэрий-шмэрий.

— Они заявляют, что это новый стиль. Символ новой эпохи…

— Ребята, ну какой новый стиль? В Питере из нового —  стекляшки полуподвальные. Это даже не архитектурный стиль, это строилось в Европе, может быть, в 60-х. Ничего нового здесь нету. И в этом революции никакой нет, нет никакого архитектурного стиля. Это чудовищное нечто, которое будет стоять и висеть над всеми нами, и мы все будем жить в страхе — когда же оно упадет. И куда. Зачем это нужно? Столько денег тратить, когда в нашей стране столько нищих людей. Недавно был на концерте в Перми, так там шахтер в забое пять тысяч рублей получает в месяц. А кто-то при этом строит небоскребы. Там шахты разрушены, шахтерские поселки все в полных лопухах, народ нищий, бедный. Самое обидное, что мы позволяем кому-то так бесчинствовать, не имея возможности или боясь отстоять свои права. То есть, выйти и сказать: "Я протестую!".

— Сами же сказали, что вам ваша популярность, ваше имя помогает. Кто будет слушать ту же старушку на митинге или подростка с плакатом на шее?

— Да, и с этим нужно что-то делать. Я всегда призываю людей к борьбе. Жизнь — борьба, отстаивание своих интересов. Отстаивайте, иначе вас будут использовать. Принимать такие законы, которые выгодны власти, которая существует только за ваш счет и которую только вы и кормите. Вот буквально на днях услышал в новостях: гаишникам разрешили прятаться в кустах и идти таким образом на хитрости, чтобы поймать на дорогах автовладельцев-нарушителей и поиметь с них побольше денег! Превысил скорость на 10 км/час — будь добр отдай часть зарплаты! Лучше бы подумали о том, как сделать движение на дорогах безопасным — тогда бы может люди и сказали бы спасибо властям.

Или вот, буквально на днях у вас, в Москве, открылась отреставрированная станция метро "Курская-кольцевая". Она как бы в первоначальном виде воссоздана. На стене — надпись из прошлого гимна: "Нас вырастил Сталин на верность народу". Зачем это? Кто-нибудь у народа спросил, нужна ли ему такая память? Ну что такое Сталин? Сталин это как раз та пасть, куда просто заталкивали лопатами наш бедный российский народ, и которая все это переваривала. Это просто чудовище — Сталин. А сейчас его на флаг поднимают. Я против такой памяти, но при этом я против того, чтобы сталинскую архитектуру рушили. Это часть истории.

-— Продолжая тему судов: недавно все газеты написали, что на вас подал в суд Олег Газманов, посчитав, что вы его глубоко оскорбили в своих публичных выступлениях. Потом как-то все затихло. В связи с этим вопрос — а был ли суд?

— Рассказываю в подробностях, чтобы не было домыслов и слухов. Я действительно дал интервью одной федеральной газете, в котором выразил примерно такую мысль. Меня часто рисуют как ярого борца с попсой, с фонограммщиками. Где-то написали, что я якобы Газманова обвинил, что он у меня песню украл "Рожденный в СССР" и сделал "свою версию". Я его песню мельком слышал — действительно похоже. Но никто не запрещает людям петь о том, что их волнует, даже если об этом уже спели другие. Другое дело — как это делается. Вы знаете, что такое попса? Откройте толковый словарь Даля, там написано, что попсовать — это испакостить, извратить что-либо. Сейчас люди типа Газманова берут идею и начинают ее пакостить. Я вообще его кремлевско-паркетное творчество абсолютно не уважаю. Никогда не уважал официантов от искусства. Берется тема и так нивелируется, так выхолащивается все человеческое, что получается плакат, какие-то музыкальные комиксы.

Естественно, прочитав такое о себе, Газманов возмутился и стал всюду говорить, что подает на меня в суд за клевету и за оскорбление личности. Я очень тогда веселился: мне интересно — в чем он увидел клевету? В том, что песни поет, угодные нынешней власти? Или может в том, что он не получал деньги от правительства? Мне кажется, если ты делаешь что-то в жизни, то должен делать это гордо, с гордо поднятой головой. Знаете, если милиция задерживает вора, он не отпирается, а говорит — я вор. Так принято, так по понятиям. А в попсе почему многие берут деньги у минкультуры, у всяких правительственных контор, получают квартиры и дачи нахаляву, а потом отнекиваются… Типа мы не такие и все не про нас…

Короче. В суд на меня Газманов не подал. Из чего мне  стало ясно, что вся шумиха о предстоящем суде — всего лишь очередной ход попсы: попытка напомнить о себе липовыми скандалами в прессе… Вот и все.

— А скандал с Киркоровым, активно обсуждавшийся пару лет назад — тоже плод фантазии журналистов или у вас что-то было?

-— Это было, действительно. Начнем с того, что я всегда был против исполнителей песен под фонограмму, в связи с чем приглашался в различные ток-шоу в качестве оппонента Киркорова, и всегда ему в открытую заявлял: если ты считаешь себя артистом из первой десятки — спой, спой живьем! Когда по всему Интернету гуляет запись твоих фонограммных оров — не есть хорошо. Из-за этого у нас что-то вроде конфликта, который однажды перерос в схватку что ли, если так можно сказать. Так случилось, что мы оказались в одном ресторане, и Киркоров сам начал меня задевать, говоря что-то вроде того, что он может легко выдать три десятка аншлаговых сольников в питерском БКЗ "Октябрьский", в то время как я столько не соберу. Я ответил, что пусть у меня пройдет один концерт, но живьем, без фонограммы… Филю это задело и он скомандовал своим охранникам, чтобы они выкинули меня из ресторана. Я-то охранников своих не имею, поэтому пришлось дать отпор вручную… Вскоре Киркоров решил ретироваться, а все остальное — опять же домыслы. Что он мне зуб сломал — блеф, что он подал на меня в суд — тоже блеф.

Я много раз вызывал Киркорова разобраться по-мужски — один на один. Но он трусит. Прячется за охраной. Вообще, чтобы закрыть эту тему, могу сказать, что мое отношение к творчеству Киркорова и ему подобных высказал Булат Окуджава: "Киркоров — единица пошлости".

— Вот, сами провоцируете очередной судебный иск! Нового суда не боитесь? Вдруг на эти слова Киркоров обидится?

— Ой, вы знаете, он мне настолько безразличен, что я даже продолжать обсуждать его не хочу. Пусть судится…

— И последний вопрос. Юрий Юлианович, что бы вы, не являясь юристом, но являюсь гражданином нашей страны, изменили бы в нашей судебно-правовой системе, которая сейчас находится в процессе реформ? 

— Знаете, прежде, чем говорить о судебной реформе, нужно добиться того, чтобы исполнялся действующий закон и Конституция. Пока их не исполняют люди у власти, говорить об исполнениях в низах — бессмысленно. Законы надо соблюдать, но пока у нас берут взятки и договариваются "по блату" — о какой системе можно говорить? Пока, на мой взгляд, сила не в законе, а в деньгах, и бороться с этим можно только объединением людей, толпой. И "Охта-центр", с которого началась наша беседа, тому подтверждение. Если бы против его строительства выступил один человек — его бы давно уже грохнули. А тысячу горожан так просто не поубиваешь…

Автор: Денис Лобков