ПРАВО.ru
Актуальные темы
2 февраля 2012, 20:42

Президент достиг умеренности и равновесия в судебных вопросах

Президент достиг умеренности и равновесия в судебных вопросах
Фото с сайта www.kremlin.ru

Автор: Нина Маливанова

Вчера Дмитрий Медведев провел очередное совещание по вопросам совершенствования отечественной судебной системы. Ему предшествовали три заседания в 2008 году, одно в 2009 году, четыре в 2010 году и пять в 2011 году. Получается, что вчерашнее совещание — четырнадцатое за период пребывания Медведева у власти. С этим числом нумерологи связывают наступление умеренности и равновесия. Приводим краткий обзор предыдущих совещаний, обсуждавшихся на них вопросов, принятых решений, а также достигнутых результатов.  

Постановка целей

В феврале 2008 года тогда еще кандидат в Президенты России Дмитрий Медведев ключевым приоритетом своей работы на ближайшие четыре года назвал обеспечение подлинной независимости судов от законодательной и исполнительной власти. 7 мая он вступил в должность президента, а уже 20 мая 2008 года провел первое совещание по вопросам совершенствования судебной системы.

В Кремль были приглашены председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев, председатель Высшего Арбитражного Суда РФ Антон Иванов, руководитель президентской администрации Сергей Нарышкин, начальник Государственно-правового управления президента Лариса Брычева, помощник президента Аркадий Дворкович, министр юстиции РФ Александр Коновалов, советник президента Вениамин Яковлев, председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин, первый заместитель генерального прокурора Александр Буксман и член Общественной палаты Анатолий Кучерена. 

В ходе совещания президент обозначил основные направления деятельности по развитию судебной системы. И провозгласил главную цель этой деятельности – "добиться независимости суда на деле". Медведев отметил, что "необходимо внести ряд существенных, может быть даже принципиальных, новелл в законодательство о судебной системе". При этом ориентиром должна служить независимость суда и его эффективность, еще раз подчеркнул президент.

Участники договорились возвращаться к наболевшим вопросам с определенной периодичностью, и подобные встречи стали традиционными.  

По итогам первого совещания президент подписал распоряжение о создании рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства о судебной системе, руководителем которой была назначена Брычева. Приоритетным направлением деятельности возглавляемой ею группы была названа "подготовка предложений, направленных на повышение качества функционирования судебной системы, обеспечение ее независимости, гуманизацию правосудия, обеспечение разумных сроков рассмотрения дел в судах, безусловное исполнение судебных решений, улучшение подготовки и переподготовки судей и кандидатов в судьи, создание системы возмещения гражданам и юридическим лицам вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство и исполнение судебных решений в разумные сроки". Свои предложения рабочей группе было поручено представить в срок до 1 сентября 2008 года.

Обсуждение "судебной темы" продолжилось менее чем через два месяца — 15 июля 2008 года в президентской резиденции в Горках. Среди ее участников были председатель КС РФ Валерий Зорькин и председатель Совета судей РФ Юрий Сидоренко, а Генеральную прокуратуру на этот раз представлял сам генеральный прокурор Юрий Чайка.

Собравшиеся перешли к обсуждению конкретных предложений, подготовленных к тому времени рабочей группой, а президент расставил приоритеты. Первое, на что он вновь обратил внимание, – это принятие всех необходимых мер для укрепления независимости судей. "Совершенно очевидно, что [на судей] оказывается давление, влияние, применяется административный ресурс, а зачастую используется и прямой подкуп", – признал Медведев.

Далее, он остановился на проблеме сокращения необоснованно длительных сроков судопроизводства. "Возможно, стоит пересмотреть и ряд вопросов подсудности, чтобы перераспределить нагрузку между звеньями одной судебной системы, — сказал он. — Может быть, нам стоит подумать и об оптимизации самих процессуальных сроков, порядка уведомления сторон, расширения практики использования в судопроизводстве электронных средств коммуникации".

Следующей задачей стало обеспечение своевременного исполнения судебных актов с использованием правовых, организационных и экономических механизмов. Президент допустил даже возможность принятия закона о возмещении ущерба, причиненного гражданам в результате нарушения их прав на разумное судопроизводство, а также на полное и своевременное исполнение судебных решений.

Следующее совещание прошло 10 ноября 2008, на этот раз в узком составе – с президентом удалось пообщаться лишь троим председателям высших судов. Официальная информация об обсуждавшихся темах не распространялась.

Вскоре, 2 декабря 2008 года состоялся VII Всероссийский съезд судей, и президент не упустил случая в нем поучаствовать. В обращении к делегатам он говорил о необходимости повысить доверие и уважение граждан к суду. "Очевидно, что на передний план здесь выходит проблема качества самого судебного корпуса, а это качество складывается из нескольких факторов: это добротное юридическое образование, высокий профессионализм и, вне всякого сомнения, безупречная репутация", — заявил он. По его словам, "заслуживающим внимания" являются предложения о создании единого дисциплинарного органа, который мог бы рассматривать конфликты, связанные с применением дисциплинарного воздействия в отношении судей. Упомянул он и о вопросе оказания бесплатной правовой помощи, призванной преодолеть возникающее у граждан "ощущение беззащитности перед судом – из-за своей правовой неосведомленности и в силу недоступности адвокатских услуг".

По итогам съезда президент поручил подготовить целый ряд изменений в законодательные акты по озвученным им вопросам. Среди них – разработка новой редакции закона о судоустройстве и урегулирование процедуры возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием суда. Еще в перечне поручений говорилось о создании единого дисциплинарного органа для судей, совершенствовании процедуры присвоения им квалификационных классов, а также повышение статуса и совершенствование порядка формирования экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи. Следующее поручение касалось создания государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам. Кроме того, говорилось о применении альтернативных мер уголовного наказания, не связанных с лишением свободы, о внедрении досудебных процедур рассмотрения споров, включая медиацию, и, наконец, о повышении уровня оплаты труда сотрудников аппаратов судов. 

Особое место занимало поручение представить предложения о целесообразности создания в системе судов общей юрисдикции апелляционных инстанций. Обратил внимание Медведев и на необходимость возобновления практики принятия совместных постановлений пленумов ВС и ВАС, а также подготовки нового Кодекса судейской этики. 

Решение текущих задач 

Вопросы конституционного правосудия обсуждались 11 декабря 2009 года на встрече Дмитрия Медведева с судьями Конституционного Суда РФ. Речь, главным образом, шла о реализации решений КС и об обеспечении защиты конституционных прав граждан. 24 декабря, по итогам встречи, президент поручил в срок до марта 2010 года проработать вопрос об образовании Совета при Президенте РФ по совершенствованию публичного законодательства, а также о создании Центра современного конституционализма (публичного права). Также президент дал задание к июню 2010 года определиться с механизмом совершенствования процедур конституционного судопроизводства, в частности, с вопросами о непрерывности рассмотрения дел и правовом статусе определений КС РФ, а также об ответственности должностных лиц и граждан за неисполнение решений суда. Кроме того, он обязал троих руководителей судебной системы РФ представить предложения о более широком освещении в средствах массовой информации деятельности судов и судейского сообщества.

Очередное совещание состоялось 30 марта 2010 года, в день траура по погибшим в московском метро. В центре внимания собравшихся были вопросы отправление правосудия по террористическим статьям, введение упрощенного порядка досудебного рассмотрения уголовных дел небольшой и средней тяжести, а также соблюдение сроков рассмотрения дел в российских судах. А присвоение квалификационных классов судьям вновь было названо одной из проблем судебной системы. 

На совещании 2 июня 2010 года обсуждались предложения по изменению законодательства о КС в части, касающейся реализации принципа непрерывности судебного заседания и процедуры принятия итоговых решений, а также возможность рассмотрения этим судом дел без проведения слушаний. Продолжилось обсуждение перспектив создания в системе судов общей юрисдикции апелляционных инстанций, а также вопросов, связанные с применением закона, касающегося возможности ограничения арестов при совершении экономических преступлений. 

Совещание 29 октября 2010 года прошло в расширенном составе, с участием восьми членов Президиума ВС РФ. Речь шла о внесении изменений в процессуальные кодексы в связи с развитием института апелляции, меры по либерализации уголовной системы, а также сотрудничество с европейскими судебными инстанциями.

22 ноября 2010 года совершенствование деятельности арбитражных судов президент обсудил с членами Президиума ВАС РФ. Медведев отметил, что особого внимания требует проблема перегруженности судей арбитражных судов, которая влечет снижение качества рассмотрения дел. 

При участии директора ФСБ Александра Бортникова и председателя СКР Александра Бастрыкина 17 марта 2011 года обсуждался пакет изменений в уголовное законодательство. 

В ходе совещания 10 мая 2011 года шла речь о непроцессуальных обращениях к суду по делам, находящимся на его рассмотрении, в частности о возможности публикации сведений о таких обращениях. Также обсуждались меры защиты несовершеннолетних от преступлений сексуального характера.

26 июля 2011 года президент провел встречу с девятнадцатью судьями областных, городских и районных судов, на которой обсуждались меры по улучшению инвестиционного климата в РФ.

Поиску путей совершенствования деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи, возможности снижения нагрузки на мировых судей, а также вопросу об ограничении подведомственности арбитражных судов было посвящено совещание 7 октября 2011 года.

25 декабря 2011 года обсуждалась практика применения судами мер пресечения к обвиняемым и подозреваемым в зависимости от тяжести и состава преступлений. 

Наконец, вчера, 1 февраля 2012 года, состоялось очередное совещание по развитию судебной системы. Посвящено оно было вопросам привлечения судей к дисциплинарной ответственности и совершенствования механизма отбора кандидатов на должности судей.

Воплощение "судебных" инициатив Медведева

Федеральный закон "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" вступил в силу 30 апреля 2010 года. Первое решение о компенсации за судебную волокиту было вынесено ФАС МО 6 июля 2010 года. Впоследствии в применении закона обнаружился целый ряд проблем

26 июля 2010 года подписан закон о медиации.  

9 ноября 2010 подписан Федеральный конституционный закон "О Дисциплинарном судебном присутствии". ДСП является федеральным судом и входит в судебную систему РФ. Этот орган был сформирован на паритетной основе из судей арбитражных судов и судов общей юрисдикции и стал гораздо чаще отменять решения о применении к судьям дисциплинарных наказаний.

4 мая 2011 года утверждены "Основы госполитики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан". Спустя полтора месяца, 21 июня 2011 года, президент внес в Госдуму законопроект о бесплатной юридической помощи для граждан. А 21 ноября 2011 года подписал одобренный парламентом закон, который вступил в силу с 15 января 2012 года.

7 декабря 2011 года подписан закон, направленный на либерализацию уголовного законодательства: предусмотрена возможность применения альтернативных наказаний, не связанных с лишением свободы. 

Также в соответствии с поручением Медведева возобновлена практика принятия совместных постановлений пленумов ВС РФ и ВАС РФ, которая прекратилась в начале 2000-х годов (тогда позиции ВС и ВАС кардинально разошлись по вопросу о соотношении виндикационного иска и возврата имущества в результате признания сделки недействительной).

29 апреля 2010 года принято постановление "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".  

В системе судов общей юрисдикции введена апелляционная инстанция: с 1 января 2012 года — по гражданским делам, а с 1 января 2013 года и по уголовным.

7 октября 2011 года президент внес в Госдуму законопроект, касающийся работы экзаменационных комиссий по приему квалификационных экзаменов на должность судьи, а 6 декабря 2011 соответствующий закон был подписан.  

Встречи президента с судьями КС РФ накануне или в День Конституции стали традиционными. Однако ни Совет по совершенствованию публичного законодательства, ни Центр современного конституционализма пока не созданы.

В судах существенно активнее стали применять электронные средства коммуникации. С 2011 года подать заявление в суд, правда только в арбитражный, можно в электронной форме, информация о движении арбитражных дел доступна онлайн в картотеке арбитражных дел, публикуются все без исключения судебные акты. Достижения судов общей юрисдикции в этом вопросе гораздо скромнее.

Во исполнение еще одного поручения президента готовится проект нового Кодекса судейской этики, который планируется рассмотреть на VIII Всероссийском съезде судей в ноябре-декабре 2012 года.