ПРАВО.ru
Актуальные темы
5 апреля 2012, 3:00

"Прокуратура это может, Бастрыкин может, а нам нельзя" - Верховный Суд конкретизирует мошенничество

"Прокуратура это может, Бастрыкин может, а нам нельзя" - Верховный Суд конкретизирует мошенничество
Фото Право.Ru

Как и обещал председатель Верховного Суда Вячеслав Лебедев на февральском совещании глав судов общей юрисдикции, в стенах высшей судебной инстанции подготовлен законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс для конкретизации составов мошенничества. Документ был сегодня обнародован на заседании пленума ВС РФ, а сами судьи проголосовали за внесение законопроекта в Госдуму, хотя далеко не все из них были согласны с предлагаемыми их шефом поправками. 

Представляя проект, судья ВС РФ Николай Тимошин отметил, что "мошенничество является наиболее распространненым посягательством на собственность, в то время как ныне действующая редакция статья 159 УК РФ по сути воспроизводит соответствующую норму УК РСФСР", — слово в слово повторил Тимошин слова своего руководителя, прозвучавшие в феврале. Он также добавил, что в современных условиях постоянно изобретаются все новые и новые схемы мошенничества, которые требуют от государства принятия соответствующих мер.

Такие меры и предлагает законодателю Верховный Суд. В представленном проекте в статье 159 УК РФ сохраняется классическая формулировка мошенничества — хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. В пояснительной записке к проекту указывается, что "данная норма не предполагает возможности привлечения к ответственности лиц, совершающих правомерные гражданско-правовые сделки, а привлечение к уголовной ответственности за мошенничество, совершенное под прикрытием правомерной гражданско-правовой сделки, возможно лишь в случае, если будет доказано, что, заключая такую сделку, лицо действовало умышленно, преследуя цель хищения имущества или приобретения права на чужое имущество".

При этом предлагается шесть новых отдельных составов: мошенничество в сфере кредитования; хищение денежных средств или иного имущества при получении компенсаций, субсидий, пособий; мошенничество с использованием поддельной банковской карты; мошенничество при осуществлении инвестиционной деятельности; мошенничество в сфере страхования и компьютерное мошенничество.

Мошенничеством в сфере кредитования предлагается считать "хищение денежных средств заемщиком путем представления банку […] заведомо ложных или недостоверных сведений". Проект в этом случае умысел на невозврат полученного в банке кредита считает обязательным признаком данного состава. Однако в процессе обсуждения на пленуме прозвучали и иные точки зрения. Например, представитель Минюста предположил, что заемщик может предоставить в банк ложные сведения о себе с целью положительного решения по кредиту (а такие ситуации сейчас не редкость), но не имея намерения его не выплачивать. В связи с этим чиновник предложил как в Германии криминализировать сам факт предоставления банку недостоверных сведений, независимо от дальнейших намерений заемщика. Признав, что такие варианты обсуждались, Лебедев, тем не менее, с прозвучавшим предложением не согласился. Позднее на вопрос корреспондета "Право.Ru" о том, как быть в ситуации, когда, например, недобросовестный заемщик для вида совешит несколько платежей по кредиту, чтобы доказать свое намерение его платить, Лебедев ответил, что "пусть законодатель сам решает, стоит ли криминализировать этот момент [предоставление банку ложных сведений]".

В части четвертой статьи 159 ВС РФ предлагает предусмотреть новый квалифицирующий признак мошенничества — "повлекшее утрату гражданином жилого помещения". Предметом посягательства будет считаться любое жилое помещение, независимо от его стоимости и количества домов, квартир или комнат у потерпевшего.

"Правда, не все судьи поддержали выделение отдельных составов", — отметил во время обсуждения на пленуме Тимошин. Как бы в подтверждение его слов, кто-то из судей высшей инстанции, сидящих в зале, не очень тихим шепотом произнес: "Я бы не хотел, чтобы Верховный Суд выступал с такой галиматьей". "При консервативном подходе все новое вызывает отторжение, — словно бы в ответ на это сказал Тимошин и продолжил, — Но мы не можем находиться под грузом инерции и предлагаем конкретизировать составы мошенничества. Это отвечает интересам общества, а также снизит число судебных ошибок и злоупотреблений".

Санкции в проекте сохраняются прежние, лишь только увеличивается штраф — до 80 тыс руб. или в размере заработной платы осужденного за период до 6 месяцев. Однако отсутствие предложений по ужесточению наказания за мошенничество со стороны ВС вызвано, скорее, поолитическими мотивами. "Действия Верховного Суда России не могут быть направлены на усиление уголовной ответственности, нам нельзя предлагать криминализировать что-то, идеология у нас другая, — пояснил „Право.Ru“ политику своей инстанции Лебедев, — прокуратура это может, Бастрыкин это может, а нам нельзя. Вот Дума примет решение, скажет — давайте как в Германии. Значит, будет как в Германии", — подытожил Лебедев, давая понять, что сохраняет надежу на ужесточение наказания за мошенничество.

Глава ВС еще раз повторил корреспонденту "Право.Ru" причины, сподвигшие его на разработку законопроекта: "В определенных делах когда разбираешься, состава уголовно наказуемого деяния нет — это чисто гражданско-правовые отношения. Для того, чтобы таких ошибок не происходило ни в следствии, ни в суде и необходима конкретизация, за что же человека судят — за нарушение закона в сфере кредитования, страхования, в компьютерной сфере. Кто не согласен с этим — он же не отбывал наказание, в тюрьме не сидел", — словно ответил Лебедев на недовольный ропот некоторых своих коллег, звучавший часом ранее в зале заседаний.

Несмотря на то, что абсолютной поддержки в ВС РФ проект не получил, на пленуме он прошел — 70 голосами "за" при 13 "против" решено было вносить его в Госдуму. На вопрос о том, когда ожидается внесение законопроекта, Лебедев ответил, что готов сделать это "прямо сейчас и подписать постановление уже сегодня". На деле редакционная правка соответствующего постановления пленума о внесении проекта на рассмотрение законотворцев займет несколько дней, после чего его дальнейшая судьба уже будет зависеть от депутатов.