ПРАВО.ru
Актуальные темы
6 декабря 2012, 0:53

Чиновников и судей увольнять, все снимать на видео

Чиновников и судей увольнять, все снимать на видео
Фото с сайта www.bk55.ru

На партийном совещании об ужесточении наказаний для пьяных водителей депутаты-единороссы устроили форменные состязания — кто предложит санкции пострашнее. Усугубить лишение прав штрафом было самой "вегетарианской" из озвученных мер. Дошло до призывов начислять штрафы, исходя из стоимости машины, которой управлял нетрезвый водитель, вести онлайн-трансляцию при составлении протоколов, а чиновников и судей, севших за руль под шафе, вообще увольнять.

Главы думского комитета по госстроительству Владимир Плигин, принимавший участие в разработке проекта Вячеслава Лысакова, услышал на совещании много нового. Отзыв правительства на этот проект еще не поступил, но глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая не стала его дожидаться, а озвучила собственную разработку. Она предлагает ужесточить наказание за "пьяные" ДТП, в которых погибли люди. Водителя, устроившего аварию в нетрезвом виде, в результате которой погиб один человек, Яровая предлагает лишать свободы на срок от двух до 10 лет (сейчас до семи лет), а водительских прав — до трех лет. За "пьяное" ДТП с двумя и более погибшими наказание предлагается более строгое – от пяти до 15 лет заключения (сейчас до девяти лет) и лишение водительского удостоврения до трех лет. Таким образом, глава думского комитета предлагает лишить судей возможности назначать за такие преступления наказание в виде принудительных работ. При этом она считает, что появление за рулем в нетрезвом состоянии должно караться не только лишением прав, как сейчас, на полтора-два года, но и административным штрафом в 50 000 руб.

Кроме того, Яровая предлагает криминализировать появление за рулем водителей, лишенных прав. Для этого УК РФ, считает она, нужно дополнить новой статьей 2641. Предлагается за такое нарушение ввести наказание в виде штрафа в 250 000 руб. либо обязательных работ до 480 часов, либо принудительных работ до двух лет.

Документ еще не рассматривался на президиуме фракции "Единая Россия", а Плигин попытался вернуть внимание товарищей по партии к тому обстоятельству, что единое мнение парламентариев о необходимости ужесточить ответственность за пьяное вождение отражено в "проекте Лысакова". Но Яровая объявила, что этот проект "мы не можем поддержать". Свою позицию глава комитета по безопасности объяснила тем, что документ, вышедший из-под пера ее коллеги, пересматривает ответственность по многим статьям КоАП, а "[В нем речь о поправках в КоАП], а это должна быть другая работа, — говорила депутат. — Мы предлагаем другой законопроект, который решает вполне конкретные задачи, связанные с общественной угрозой управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения".

Плигин возразил ей, что существует пять системных причин, которые ведут к гибели людей на дорогах. По его словам, это выезд на полосу встречного движения, нарушение скоростного режима, езда с непристегнутым ремнем, езда [на двухколесных транспортных средствах] без шлема, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Президент Союза транспортников России Виталий Ефимов усомнился в необходимости сохранения нулевого промилле на фоне ужесточения санкций за пьянку за рулем. Однако Яровая была категорична: истории о том, как алкоголь был выявлен алкотестером после того, как человек выпил квас или кефир — сказки, сотрудники ее аппарата лично проверяли себя на алкотестере, употребив эти напитки. "Мне кажется, мы в правильную тему об ответственности за убийства на дорогах вводим троянского коня в виде обсуждения промилле", — заключила она.

После этого обнаружилось, что Яровая — не самый радикальный участник дискуссии. Единоросс Сергей Железняк начал с того, что пора вводить прогрессивную шкалу штрафов для водителей-нарушителей ПДД, чтобы санкции за каждое последующее нарушение были все строже: "Это серьезная профилактическая мера". Кроме того, он считает, что водителей за езду в пьяном виде нужно лишать прав как минимум на пять лет, "а может быть, даже и больше".

По его словам, необходимо вводить обязательную видеофиксацию составления всех протоколов сотрудниками ГИБДД о правонарушении. "Но мы должны предусмотреть там, где есть такая технологическая возможность, сделать так, чтобы эта видеофиксация шла в режиме онлайн, потому что иначе сотрудник полиции просто отключит видеофиксатор", — сказал Железняк. Видеофиксация, подключилась Яровая, нужна во время исследования на наличие алкоголя у водителя. "Это будет тот элемент дополнительного процессуального действия, который будет обеспечивать чистоту этой процедуры <…> и соблюдение прав обеих сторон", – рассуждала она, а потом добавила, что предлагается поставить перед МВД вопрос о необходимости оснащения всех автомобилей ДПС камерами внутреннего наблюдения, так называемыми видеорегистраторами.

Кроме того, Железняк считает необходимым введение алкозамков для пассажирского и крупногабаритного грузового транспорта. При этом, объяснял парламентарий, алкозамки должны точно так же сопровождаться видеофиксацией, чтобы не допустить никаких махинаций со стороны водителя.

Еще одно принципиальное предложение от Железняка состояло в том, чтобы увольнять всех государственных и муниципальных служащих, попавшихся пьяными за рулем. Для этого он предложил прописать в законодательстве норму, согласно которой такое нарушение будет являться основанием для увольнения чиновников. Чуть позже он пояснил "Право.Ru", что такую меру необходимо ввести для всех чиновников, получающих зарплату из бюджета, в том числе и для судей.

Глава думского комитета по труду Андрей Исаев в свою очередь большую часть своего выступления посвятил обоснованию необходимости ввести дифференцированные штрафы для пьяных водителей.  "Тут важен вопрос имущественного положения самого нарушителя, — говорил он. — Штраф 30 000 руб. для человека с зарплатой 40 000 руб. это не то же самое, что штраф в 200 000 руб. для получающего 500 000 руб". В связи с этим он предложил рассмотреть вопрос о возможности оценки имущественного положения нарушителя, исходя из стоимости его транспорта. "Она отражает имущественное положение", — полагает он. А на вопрос из зала, как быть, если нарушитель не является собственником машина, Исаев отрезал: "Но как-то же он на ней оказался. С собственником и будет договариваться".