ПРАВО.ru
Актуальные темы
27 июня 2013, 15:05

10 советов для стажера в юрфирме

10 советов для стажера в юрфирме
Фото с сайта summerassociatesblog.bilzin.com

Лето — пора не только отпусков, но и стажировок. В том числе и в юридических фирмах. Американский журнал The Careerist предлагает десяток советов для практикантов, желающих как минимум оставить о себе приятное впечатление. Как максимум — найти место будущей работы.

"Идти против ветра — женщины, работа и воля к лидерству" ("Lean In — Women, Work, and the Will to Lead", книга Шерил Сандберг, исполнительного директора Facebook, активно обсуждается в последнее время. Гровер Клевеленд — юрист из Сиэттла, автор книги Уроки плавания для маленьких акулят, частый автор The Careerist, и Катрин Ларкин-Вонг — судебный юрист в сан-францисском офисе юридической фирмы Latham & Watkins и президент Ms. JD, некоммерческой организации, продвигающей гендерное равенство внимательно ее прочитали. И были поражены, как много из "уроков" Сандберг относятся к юристам вообще — и мужчинам, и женщинам — и к стажерам, в частности. Вот что они написали в The Careerist.

1. Относитель к своей летней стажировке как к постоянной работе — даже если не уверены, что хотите остаться в этой фирме надолго. Сандберг пишет, что женщины не должны отказываться от карьеры раньше, чем необходимо. То же применимо и к летним стажерам. Мы морщимся, когда стажеры говорят нам, что пришли в фирму, только чтобы выплатить кредит на обучение, и оставаться они не собираются. Пусть так, но лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации — полностью отдаться работе.

Смотрите на летнюю стажировку как на первое свидание в начале длительных отношений. Это будет вас подстегивать, заставит следить за возможными долгосрочными последствиями ваших действий и показать себя с лучшей стороны. И если вы полностью отдаетесь работе, она становится интереснее. Помните, мир юриспруденции невелик. То, что "летняя" фирма, возможно, не станет вашей на всю жизнь, не означает, что репутация, которую вы здесь заработаете, не останется с вами.

2. Будьте решительны, беритесь за трудные задачи. Идти против ветра, означает быть решительным и проявлять инициативу, чтобы получить максимум пользы от недолгих недель, проведенных в фирме. Познакомьтесь со всеми, с кем сможете, и ищите трудных задач. Подумайте, какого рода проекты вам интересны, и будьте достаточно решительны, чтобы дать коллегам знать, что вы готовы за них взяться. Это не означает, что следует отворачиваться от всех остальных проектов. Это значит активно выражать желание делать трудную работу. Всегда думайте о том, как принести проекту больше пользы.

Когда возьметесь за проект, относитесь к нему как к своему собственному. Вашей целью должно такое исполнение, чтобы куратор мог сразу отправить работу клиенту. Будучи летним стажером, едва ли вы сможете этого добиться. Но поставьте себе такую цель, и вашу работу заметят.

3. Добивайтесь отзывов о своей работе. Сандберг подчеркивает важность честных отзывов. Не бойтесь задавать вопросы или просить оценить вашу работу. И постарайтесь использовать отзывы в своей работе во время стажировки. Чем большее желание учиться вы продемонстрируете (ключевой ингредиент для успеха начинающего юриста!), тем с большей пользой пройдет лето. Например, неплохо попросить старшего коллегу показать финальный продукт и объяснить, какие изменения были внесены в вашу работу.

4. Демонстрируйте уверенность. Сандберг полагает, что это важно, а в юридической фирме особенно важно. Многие стажеры удивляются, когда их просят обосновать выводы, которые они сделали в своей работе. Будучи стажером, вы, вероятно, мало в чем будете уверены. Сандберг советует — если вы и не всегда чувствуете себя уверенным, учитесь производить обратное впечатление. Если вы покажете другим юристам, что вы паникуете и теряете контроль над собой, это само по себе подорвет уверенность окружающих в ваших способностях. Сохраняйте спокойствие. Продолжайте работать.

5. Улыбайтесь и будьте дружелюбны. Сандберг подчеркивает, что важно быть и таким. Фирмы хотят убедиться, что вы умны и старательны, но они также хотят быть уверены, что с вами будет приятно работать. Работа в юридической фирме может быть напряженной, и там нет места для самоуверенности и важничанья. Да, важно демонстировать уверенность, но стажеру нельзя быть надменным. Так что будьте любезны со всеми. Подлизываться не надо, потому что вы всегда должны держать себя как профессионал. Но вы должны исходить из того, что коллег-юристов и вспомогательный персонал спросят о произведенном вами впечатлении.

6. Концентрируйтесь на нуждах фирмы. Сандберг вспоминает историю Лори Голер, менеджера из eBay, которая хотела работать в Facebook. Голер говорила, что изначально думала рассказать, в чем она сильна и чем хотела бы заниматься. Но затем поняла, что все так поступают. Вместо этого она попросила Сандберг назвать свою самую большую проблему и предложила способы, которыми мога бы решить ее. Сандберг говорит, что была сражена, потому что из тысяч людей, которых она интервьюировала, никто не сказал ничего подобного. (Если вам интересно, чем кончился тот разговор — Голер сейчас возглавляет управление по работе с персоналом в Facebook.)

Помните, клиенты нанимают юристов, чтобы решать проблемы. Это требует большего, чем анализ и подготовка документов. Всегда концентрируйтесь на проблемах клиента (они же проблемы фирмы) и на том, как вы можете помочь решить их. К концу лета фирма должна увидеть, что вы способны помочь решать ее проблемы — и делать это с энтузиазмом.

7. Не задавайте вопросы, когда можете сами найти ответ. Сандберг против "лентяйских" вопросов. Она вспоминает, как раздражалась всякий раз, когда претенденты на вакансию спрашивали ее о корпоративной культуре Facebook. Раздражалась, потому что на эту тему опубликованы тысячи статей. Точно так же, если вы попросите старшего партнера фирмы проверить информацию, которую вы легко можете проверить сами, вы не покажете свою инициативность и ваша просьба будет встречена прохладно.

8. Но не тратьте слишком много времени. Во-первых, определитесь с главным: у меня "лентяйский" вопрос или ответ на него мне не по силам? Если вы зашли в тупик, не бойтесь так и сказать. Никто не предполагает, что вы все знаете. Как мудро заметил менеджер по профессиональному росту одной из юридических фирм, "не знать — нормально; плохо — не учиться”.

Вы должны задавать вопросы, чтобы убедиться — вы правильно поняли задание и не сбились с курса. Когда вы получите задание, спросите об известных прецедентах и к каким источникам вам следует обратиться. Честно постарайтесь найти ответ.

Кроме того, важно, как именно вы просите помощи. Будьте готовы объяснить, что вы уже сделали и что узнали, и коротко изложить свой вопрос. Это особенно важно, если ваша работа буксует, хотя она, по идее, не требует длительного времени. Если вы застряли, спрашивайте.

9. Совершенствуйтесь, и вы найдете своего наставника. Фирма, скорее всего, назначит вам одного или нескольких кураторов, чтобы помочь вам во время стажировки. В целом фирмы аккуратно выбирают кураторов, но не разочаровывайтесь, если вы не сработаетесь.

Но назначенных кураторов может оказаться недостаточно. Вам нужно заботиться об отношениях, которые естественным образом развиваются у вас с людьми, готовыми вкладываться в ваше будущее. В "Идти против ветра" Сандберг предостерегает против того, чтобы обращаться к другим с просьбой стать вашими наставниками. Это может оказаться столь же неудобным, как и в случае с назначенным куратором. Лучший способ найти наставника, утверждает она, работать как можно лучше. Тогда другие захотят вкладываться в вас и видеть, как вы растете. И это придаст им уверенности, что вы сможете выполнять более объемную и сложную работу, что, в конечном итоге, облегчит им жизнь. Если вы хотите, чтобы кто-то вкладывался в вашу карьеру, нужно это заслужить.

10. Выражайте признательность за помощь. Сандберг не формулирует этот урок, но показывает на собственном примере. В ее книге раздел благодарностей занимает больше десятка страниц. Она старательно перечисляет — лично и подробно — всех, кто помог ей с проектом "Идти против ветра". Это прекрасный пример, которому стоит следовать во время летней стажировки. Познакомьтесь со всеми, кто работает в офисе — юристами, вспомогательным персоналом, даже охранниками. Убедитесь, что поблагодарили всех, кто помог вам летом, от сотрудников отдела кадров и секретарей до юристов. Почаще говорите "спасибо", а еще лучше — благодарите каждого по-своему.

Бонусный совет: избегайте выпивки. Сандберг не говорит об алкоголе, насколько мы помним. Но нам этой темы не избежать — самые катастрофические провалы у стажеров практически всегда связаны с выпивкой. С точки зрения фирмы, стажерские тусовки служат двум целям: облегчают найм, повышая расположение к фирме, и помогают ей отфильтровывать кандидатов, потому что дают возможность наблюдать за стажерами в разных ситуациях. Бесплатная выпивка — это прекрасно. Но если вы переберете, похмелье может затянуться.