ПРАВО.ru
Актуальные темы
7 октября 2013, 22:05

Доказывать "служебный" характер смерти судей должны будут их родные и близкие

Доказывать "служебный" характер смерти судей должны будут их родные и близкие
Фото Право.Ru

Законодатель, столкнувшийся с постановлением Конституционного суда, согласно которому следует установить порядок обеспечения государством семей умерших и погибших судей, даже если напрямую связь из ухода из жизни со служебной деятельностью не видна, решил особо не думать над проблемой. В законе о статусе судей появилось положение о том, что заниматься этой связью должны квалификационные коллегии судей. В итоге нормы пришлось разрабатывать этим органам судейского сообщества, и появился документ, в котором гораздо четче описаны случаи, когда семья судьи не будет вправе рассчитывать на поддержку от государства.

Право семей умерших или погибших судей на пожизненное содержание и другие социальных гарантим обсуждалась неоднократно, в том числе и в Конституционном суде. В ноябре прошлого года КС рассматривал случай, когда судья умер от рака за полтора месяца до получения права на пожизненное содержание, эту причину смерти посчитали не связанной со служебной деятельностью, а потому жене и детям судьи в выплатах было отказано.

Но во время обсуждения представитель Государственной думы в КС Дмитрий Вяткин говорил о том, что далеко не всегда реально существующая связь между непосредственной причиной смерти судей и их работой может быть явной. "Можно установить прямую взаимосвязь нагрузки на судей с их заболеваниями, в том числе онкологическими", — предполагал он. И конституционные судьи решили, что в тех случаях, когда смерть судьи явно не была связана с выполнением его профессиональных обязанностей, законодатель должен определить порядок обеспечения членов его семьи. Дабы вопросов больше не осталось, в июле этого года были внесены изменения в статью 20 закона о статусе судей, установив в его пункте 4.2, что "вопрос о связи гибели (смерти) судьи, в том числе пребывающего в отставке, с исполнением им служебных обязанностей решается соответствующей квалификационной коллегией судей". Таким образом, именно эти органы судейского сообщества должны определять, связана ли профессиональная деятельность судьи с причиной его смерти и полагается ли членам его семьи содержание. В случае положительного решения иждивенцы умершего служителя Фемиды вправе рассчитывать на ежемесячные выплаты в размере денежного вознаграждения судьи за вычетом доли, приходившейся на него самого.

Поскольку о критериях определения подобной связи в законе ничего не говорится, то Высшая квалификационная коллегия судей должна была разработать проект изменений в положение о порядке работы ККС (есть у "Право.Ru"). Впрочем, он получился таким, что там тоже на этот счет норм нет. Зато есть алгоритм, по которому предстоит действовать заинтересованным лицам, то есть членам семей умерших или погибших судей.

В проекте говорится о том, какие документы должны предоставить в квалифколлегии иждивенцы судьи (несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, супруг или супруга, родители, а также дедушки и бабушки пенсионного возраста) в случае его смерти. Помимо заявления, это копии документов, подтверждающих личность заявителей, копия свидетельства о смерти, медицинского заключения, документы, подтверждающие родственную связь заявителя с умершим, бумаги, свидетельствующие об исполнении судьей служебных обязанностей, а подтверждающие наличие связи гибели или смерти судьи с исполнением им служебных обязанностей.

Какие документы могут свидетельствовать о причинной связи между смертью судьи и его работой, не говорится, однако упоминаются источники получения таковых. Квалифколлегии могут рассматривать материалы, полученные от членов семей судей, специалистов, соответствующих учреждений и организаций, экспертных комиссий, Судебного департамента при Верховном суде и его управлений. В проекте говорится и о том, что понимать под исполнением судьей своих служебных обязанностей – это выполнение их "в пределах своих процессуальных и должностных полномочий, установленных законодательством РФ, приказами, указаниями и распоряжениями соответствующих руководителей".

Гораздо четче обозначены обстоятельства, когда смерть или гибель судьи не будет считаться связанной с исполнением из служебных обязанностей. Такой вывод будет сделан, если он совершал общественно опасные деяния или находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, "не связанном с лечением или другими уважительными причинами". Полностью исключает связь гибели судьи с его профессиональной деятельности и тот случай, если он умышленно причинил себе вред или совершил самоубийство.

По результатам рассмотрения всех документов квалифколлегия должна принять одно из двух решений: признать, что смерть судьи связана с выполнением им служебных обязанностей, либо сделать противоположный вывод. Это заключение квалифколлегии может быть обжаловано заявителем в десятидневный срок со дня получения его копии в стандартном порядке – через суд или в ВККС.