ПРАВО.ru
Сюжеты
8 мая 2014, 18:12

Ассоциации, возникающие при слове "огурец", хорошо понятны мужчинам

Ассоциации, возникающие при слове "огурец", хорошо понятны мужчинам
Фото с сайта pikabu.ru

Роспатент и Палата по патентным спорам разошлись во взглядах, можно ли зарегистрировать бренд для водки "Огурцы". Первый ссылался на экспертов, которые считали, что потребителя вводят в заблуждение, а члены палаты решили, что потребители разберутся, так как они информированные, внимательные и осмотрительные люди.

В марте прошлого года казанская компания "Евро Алко" попросила Роспатент закрепить за ней товарный знак в виде изображения зеленой с черными штрихами бутылки, на которой есть белая этикетка с надписью "Водка Огурцы" и указанием "40% об", "0,5 л". Бренд истребовался для алкогольных напитков за исключением пива (33-й класс МКТУ). Однако творческий порыв компании чиновники Роспатента не оценили и, сославшись на заключение экспертизы, 17 марта 2014 года в регистрации товарного знака отказали. 

Эксперты писали, что словесный элемент "водка" указывает на определенный вид товаров, поэтому по отношению к одоименному крепкому напитку не обладает различительной способностью, а в отношении других товаров 33-го класса МКТУ (бренди, вина, ликеры и т.п.) способна ввести потребителя в заблуждение относительно вида продукции. Не понравилось в этом контексте экспертам на этикетке и слово "огурцы". "[Оно] указывает на определенный вид товаров: огурец – огородное растение из семейства тыквенных с продолговатым зеленым плодом, идущее в пищу", – резюмировали они, сославшись на словари. Неохраняемыми оказались элементы "40% об", "0,5 л", поскольку они указывают на свойства, состав, количество заявленных товаров (ст.1483 ГК).

"Евро Алко" 24 марта оспорила это решение в Палате по патентным спорам, а заодно, видимо, чтобы не смущать ее членов, ограничилась просьбой зарегистрировать бренд исключительно на водку, а не на все алкогольные товары 33-го класса. В своем возражении на решение Роспатента компания соглашалась, что элементы "водка", "40% об", "0,5 л" указывают на вид, свойства, состав, количество товара и являются неохраняемыми, однако на защиту "огурцов" компания бросила максимум аргументации. "Алкогольные напитки продаются лицам старше 18 лет, которые, как правило, способны отличить напиток от огородного растения, идущего в пищу, – доказывала "Евро Алко", что спутать настоящий огурец с водкой невозможно. – Водка и огурцы имеют очевидные различия, обусловленные разными состояниями вещества сравниваемых продуктов, жидкого и твердого. Подобные различия исключают возможность введения потребителя в заблуждение". Бутылка с водкой является прозрачной, говорилось в возражении, в связи с чем содержимое бутылки визуально доступно потребителю при покупке – это был еще один аргумент в пользу того, что путаницы быть не может.

А назвать водку огурцом вполне можно, доказывала "Евро Алко". Слово "огурец" "является не только названием определенного вида товаров, но и фантазийным, ассоциативным названием, используемым в большом количестве поговорок", говорилось в возражении.

У членов коллегии Палаты по патентным спорам не было сомнений в том, что потребители разберутся, где огурцы, а где водка. "На "реальном" рынке товары "водка" и "огурцы" не выставляются на одних и тех же полках или секциях, [они] принципиально выглядят иначе, имеют разный вкус, продаются в упаковке, позволяющей увидеть содержимое", – решили члены палаты. По их мнению, при вынесении решения о регистрации брендов необходимо учитывать, как товары обычно продаются, а также "потребительские привычки и восприятие релевантной публики, которая обычно состоит из достаточно хорошо информированных, внимательных и осмотрительных людей".

Аргумент о том, что огурец – это не всегда овощ, тоже вызвал понимание в палате. "[Это] слово является не только названием определенного вида товаров, но и фантазийным, ассоциативным названием, используемым в большом количестве поговорок (например, "выглядеть огурцом, быть огурцом"), – говорится в ее заключении. – Это ассоциативное значение слова хорошо известно потребителям водки, которыми, в основном, являются мужчины. То есть, ассоциации, возникающие при слове "огурец", хорошо понятны именно [этой] клиентской группе потребителей". В результате возражение "Евро Алко" было удовлетворено, товарный знак будет зарегистрирован, следует из опубликованного на прошлой неделе заключения палаты.

ООО "Евро Алко" зарегистрировано в Казани (ИНН 1655268226). Совладельцами являются Артур Егоров и Адриан Трофим, гендиректором Глеб Матвеев. Основным видом деятельности является оптовая торговля алкогольными и другими напитками, следует из публикаций в интернете.