ПРАВО.ru
Сюжеты
4 марта 2016, 15:29

«На основании вердикта я назначила преступнику наказание в виде пожизненного лишения свободы»

«На основании вердикта я назначила преступнику наказание в виде пожизненного лишения свободы»
Судья Курского областного суда Елена Безгина Фото пресс-службы Курского областного суда

Авторы: Анна Полянская, Александр Пилипчук

12 августа 2003 года впервые в истории судебной системы Курской области состоялся процесс с участием коллегии присяжных заседателей по уголовному делу "золотухинского мясника". Сложилось так, что председательствующая в суде Елена Безгина шла к этому событию долгих десять лет. Но бывшего адвоката через три года ждало еще более сложное разбирательство: на скамье подсудимых оказалась банда, терроризировавшая восемь областей.

Летом 2003 года перед "судьями факта" предстал ранее судимый за грабежи 40-летний Сергей Боев, который полгода назад в деревне Будановка Золотухинского района вырезал спящую семью из пяти человек – 73-летнего хозяина, троих его сыновей и сожительницу одного из них. "Золотухинского мясника", как окрестили Боева в СМИ, нашли через две недели после совершения преступления: он скрывался на болоте, перекрасив волосы и удалив с передних зубов коронки. Во время задержания подозреваемый попытался покончить с собой, но его вовремя доставили в больницу.

Процесс, к которому судья готовилась 10 лет

После передачи уголовного дела в областной суд, Боеву, обвиняемому в убийстве пяти лиц, совершенном с особой жестокостью, разъяснили, что по его ходатайству оно может быть рассмотрено с участием присяжных. Боев и его адвокат склонились в пользу нового института правосудия (в начальный период работы суда присяжных в РФ с таким ходатайством обращался каждый пятый обвиняемый в особо тяжких преступлениях).

Боев на судебном заседании сообщил, что он хорошо знал одного из членов семьи. Незадолго до произошедшего он якобы вручил ему полторы тысячи рублей и попросил подыскать в местечке Свобода Золотухинского района отдельное жилье на две недели. Когда в назначенное приятелем время Боев приехал к нему домой, оказалось, что жилье не снято, а переданные им деньги, по словам подсудимого, были потрачены знакомым на наркотики. У Боева созрел план мести: он купил самогон и угостил семью, а в полночь, когда после застолья все улеглись спать, приступил к расправе. При этом, как установило следствие, он орудовал сразу двумя ножами.

– Настоящее испытание, первый опыт, а значит, особенно волнуешься, переживаешь, тщательно готовишься к каждому заседанию, – вспоминает тот процесс судья Курского областного суда Елена Безгина, председательствовавшая на первом процессе с участием коллегии присяжных заседателей. – Да и само дело тяжелое, кровавое… Конечно, и присяжным заседателям пришлось нелегко. Однако 27 августа они вынесли свой вердикт – виновен и не заслуживает снисхождения. На основании вердикта я назначила преступнику наказание в виде пожизненного лишения свободы. Верховный Суд РФ оставил приговор без изменения…

Вышло так, что к подобному процессу Безгина начала в сущности готовиться еще 10 лет назад. Когда в 1993 году в девяти субъектах Российской Федерации, в том числе Саратовской области, в порядке эксперимента ввели в действие институт суда присяжных, судьи Курского областного суда Елена Безгина и Владимир Квасов отправились в Саратов на трехнедельную стажировку (о первом в РФ процессе с участием коллегии присяжных "Право.ru" писало здесь >>). Командировка оказалась плодотворной: присутствовавшие на процессе по делу Боева юристы пришли в единодушному мнению: Безгина оказалась всесторонне подготовленной к "пилотному" для области суду присяжных, разбирательства прошли без нарушений от процессуальных норм.

Всего Безгина рассмотрела шесть уголовных дел с участием присяжных заседателей. Все они, без исключения, сложные, объемные, потребовавшие от судьи больших затрат физических и душевных сил. Но самым тяжелым стал процесс 2006 года, когда на скамье подсудимых оказалась банда из восьми человек, на счету которой – многочисленные преступления: разбойные нападения, два убийства, кражи, хищения оружия, посягательство на жизнь сотрудников милиции. Жертвами их нападений стали 120 человек, потерпевшим был нанесен ущерб на сумму свыше 9 млн. рублей. Членов банды отличала жестокость при совершении разбойных нападений даже в отношении малолетних и престарелых.

Преступники более двух лет орудовали в разных регионах России – Волгоградской, Белгородской, Саратовской, Воронежской, Тульской, Липецкой, Орловской и Курской областей. Задержать их удалось в сентябре 2004 года на территории Курской области. Сотрудники милиции Обоянского РОВД, получив сообщение о нападении неизвестных на семью жителя Обояни, организовали их преследование и задержали троих членов банды. Дальнейшее расследование привело оперативников к остальным членам преступной группы. Всего материалы следствия заняли 68 томов.

Коллегия присяжных заседателей признала всех подсудимых виновными, и они надолго оказались за решеткой. Организатору банды судом назначено наказание – 21 год лишения свободы, остальным членам банды от 12 до 18 лет с отбыванием наказания в исправительных колониях строгого режима.

Незадолго до этого процесса, к которому проявили внимание СМИ из многих регионов, Безгина в рамках межгосударственной программы "Открытый мир" в составе делегации российских судей побывала в США, где знакомилась с американским судоустройством, особенностями судопроизводства и, прежде всего, судом присяжных.

– Любой опыт обогащает человека, а профессионалу всегда полезно посмотреть на работу своих коллег, в нашем случае представляющих иной правовой подход, тип мышления и поведения, иную культуру делопроизводства, – размышляет Безгина. – А потому такие поездки познавательны и полезны, заставляют задуматься, переоценить собственный труд, выделить "плюсы" и "минусы", а значит – направить свои силы на их совершенствование или исправление.

Работа в адвокатуре позволила будущей судье закрепить поведенческие "рамки"

На работу в Курскую областную коллегию адвокатов Безгина, выпускница Саратовского юридического института им. Д. И. Курского (ныне Саратовская государственная юридическая академия), приехала в 1986 году по распределению. Будучи студенткой последнего курса, она прошла обязательную шестимесячную стажировку, по результатам которой уполномоченная комиссия приняла решение о приеме ее в члены коллегии и конкретном месте трудовой деятельности. И в областном суде Безгина впервые появилась в качестве защитника по уголовному делу. Ее подзащитный обвинялся в убийстве сожительницы и ее пятилетней дочери. Молодому адвокату хорошо запомнилось тяжелое судебное разбирательство под председательством ныне судьи в отставке Михаила Романова. Страшное преступление и почти предсказуемо суровый приговор: высшая мера наказания – расстрел.

Но и этот проигранный – с формальной точки зрения – процесс, так же как и успешная защита по многочисленным уголовным и гражданским делам в судах области за 10 лет адвокатской практики, дали Безгиной возможность изнутри изучить судебный процесс, закрепить поведенческие "рамки" в пределах своего процессуального положения и во взаимоотношениях с остальными участниками разбирательств.

Новой главой в ее карьере стал 1995 год. После сдачи на "отлично" квалификационного экзамена Безгину назначили судьей Ленинского районного суда г. Курска. За год приходилось рассматривать, по ее свидетельству, по 600-800 гражданских и свыше 100 уголовных дел. В день – по два процесса, а также субботние дежурства по рассмотрению административных материалов. Справляться с огромными нагрузками помогали серьезная теоретическая база и приобретенный опыт в адвокатуре, напряженный темп работы поддерживал в постоянном тонусе и стал своеобразным профессиональным вызовом.

– Было много уголовных дел о мошенничестве, особенно – с автомобилями. Действовали целые группы, пригонявшие машины из Белоруссии по поддельным документам, – вспоминает Безгина. – Новая категория гражданских дел – иски о защите чести и достоинства, предъявляемые к средствам массовой информации и конкретным журналистам. В 90-е годы активно создавались частные издания, многие из которых резко критиковали политику действующего тогда губернатора. И участники конфликта стали переносить "боевые действия" в залы судебных заседаний. А потому и сама судебная власть оказалась в центре общественного внимания. Решения суда активно обсуждались в прессе, особенно по так называемым скандальным, сенсационным делам.

После шести лет работы в райсуде Безгину назначили судьей коллегии по уголовным делам Курского областного суда.

"Книги являлись нашим главным богатством"

Безгина (в девичестве – Прасковьина) родилась, росла и училась в Саратове. Родители, Юрий Васильевич, юрист по профессии, и Тамара Ивановна, преподаватель физики и химии, делали всё для того, чтобы их единственная дочь стала всесторонне развитой личностью.

– В семье всегда была большая библиотека, – говорит Безгина. – Книги являлись нашим главным богатством… Каждый новый том подписной литературы воспринимался как событие.

Чтение было главной "привычкой" отца и матери Елены, сама она читать научилась рано и, по ее словам, до сегодняшнего дня с неиссякаемым интересом знакомится с лучшими произведениями художественной литературы. Кроме того, она окончила музыкальную школу-семилетку по классу фортепиано.

Тепло вспоминает Безгина свою школу № 29 (ныне – гимназию № 5), подчеркивая, что многие педагоги, работавшие в ней, были хорошо известны в городе.

– Это наш директор Розенберг, талантливый организатор и замечательный преподаватель истории и обществоведения. Его жена – учительница математики, – перечисляет Безгина. – Особо хочу отметить учителя немецкого языка Бибермана. Он разработал собственную методику преподавания, которая, кстати, давала замечательные результаты. Он настолько был увлечен своим делом, что и нас, учеников, буквально заражал любовью к лингвистике, умел настроить на упорную работу (в 7-м классе Елена стала победителем городской олимпиады по немецкому языку). Изучение иностранных языков проходило в лингафонном кабинете, оборудованном специальной аппаратурой. В то время это было настоящим новаторством.

Общий уровень преподавания в школе, по словам Безгиной, обеспечивал ее ученикам почти 100-процентное поступление в ВУЗы как в родном Саратове, так и в других городах. Среди ее одноклассников – военные, врачи, юристы, в том числе судьи.

Школа запомнилась не только активным приобретением знаний. В старших классах ребята с педагогами путешествовали по городам страны, посещая в том числе исторические места, – это входило в систему патриотического воспитания.

"В институте я четко осознала, что хорошее базовое образование – основа юриспруденции"

В выпускном классе перед Еленой встал извечный для молодых людей вопрос: кем быть? Отец, естественно, хотел, чтобы дочь пошла по его стопам, и советовал изучать право. Он уже убедил в этом свою племянницу, двоюродную сестру Елены, и она стала его союзницей. К ним присоединился и сосед Елены по школьной парте, решивший поступать в юридический ВУЗ (ныне он является судьей Саратовского областного суда). И в 1982 году Елена стала студенткой судебно-прокурорского факультета Саратовского юридического института, с успехом пройдя жесткий конкурсный отбор.

– Именно в институте я четко осознала, что хорошее базовое образование – основа юриспруденции, – делится судья областного суда. – Учиться в профильном институте было непросто, но очень интересно. Те теоретические знания, которые "вбивали" нам в головы, остались незыблемыми на всю жизнь. Да и неудивительно: преподавательский состав был поистине "звездным", настоящие асы юриспруденции: Юрий Хамзатович Калмыков – в будущем активный политический деятель, министр юстиции РФ, один из основателей саратовской школы гражданского права; Борис Сафарович Эбзеев, ставший судьей Конституционного Суда РФ, Президентом Карачаево-Черкесии, преподавал конституционное право; Иосиф Соломонович Ной – блестяще читал лекции по общей части уголовного права; Виктор Алексеевич Тархов – легенда советского гражданского права, выдающийся правовед, вместе с Калмыковым основавший школу гражданского права, по чьим лекциям училось не одно поколение.

Требования к студентам были серьезными, порой жесткими. Учились будущие юристы в те времена, как вспоминает Безгина, добросовестно, ответственно. Строгая дисциплина: за каждое опоздание – объяснительная на стол. Кроме того, партийная ячейка зорко следила за морально-нравственным обликом студентов, их участием в общественной жизни. Ведь вуз готовил судейские и прокурорские кадры, работников правоохранительных органов. 

Чрезвычайно насыщенным и интересным был и организованный досуг: студенческие вечера, встречи "по вертикали" студентов разных курсов одного факультета, конкурсы художественной самодеятельности, концерты знаменитых артистов, спортивные состязания. Будущая судья Безгина, например, пела в институтском хоре, аккомпанировала сокурсникам, выступающим на смотрах художественной самодеятельности. С удовольствием ездила она и в спортивный лагерь вуза, расположенный в заповедном месте на Волге.

"К сожалению, некоторые студенты относятся к учебе весьма прохладно"

Свои знания и многолетний опыт судья 1-го квалификационного класса Безгина сегодня передает студентам юридического факультета Курского государственного университета, где преподает столь близкое ей уголовно-процессуальное право, учит творчески, увлеченно, ответственно. Несколько лет назад она предложила руководству факультета организовать в стенах вуза собственный "суд присяжных заседателей" в форме деловой игры, и уже прошел не один "судебный процесс", участниками которого выступают студенты госуниверситета.

– Без крепкой теоретической основы, глубоко заложенной в сознание, практика теряет смысл, не может успешно реализовываться и развиваться. К сожалению, некоторые студенты относятся к учебе весьма прохладно, не считают получение знаний своей главной задачей, – с огорчением и озабоченностью констатирует судья-преподаватель. – Делают ставку на другие, мнимые ценности. И диплом о высшем образовании не всегда является подтверждением профессиональной компетентности.

Сын – по стопам отца, дочь – по стопам матери и деда

У Елены и Вадима Безгиных двое детей – Елисей и Ольга.

– Елисей так же, как и отец, профессионально занимается спортом, – рассказывает Безгина о сыне. – Учится в Курском государственном университете на учителя физкультуры и уже преподает этот предмет в одной из курских школ.

Ольга же пошла по стопам деда и матери, она студентка Российской академии правосудия. Но, в отличие от матери, специализирующейся на уголовном праве и уголовном процессе, проявляет повышенный интерес прежде всего к процессу арбитражному.

Елена Безгина с детства была увлечена путешествиями. Активный образ жизни помогает ей бросать вызов служебным нагрузкам. Фото предоставлено "Право.ru" пресс-службой Курского областного суда.