ПРАВО.ru
Сюжеты
11 марта 2016, 13:44

"В центре внимания": фильм, в котором журналисты поработали юристами

"В центре внимания": фильм, в котором журналисты поработали юристами
Фото с сайта kinopoisk.ru

Юриспруденция и журналистика имеют гораздо больше общего, чем может показаться. По крайней мере, такой вывод напрашивается после просмотра картины "В центре внимания", получившей недавно "Оскар" как лучший фильм года. Невозмутимая драма режиссера Тома Маккарти рассказывает о том, как редакция газеты Boston Globe скрупулезно и методично расследует массовые случаи сексуального насилия со стороны католических священников. А затем публикует результаты этого расследования. Точка.

Действие фильма начинается в 2000 году, когда в главную бостонскую городскую газету Boston Globe пришел новый главный редактор Марти Барон (Лив Шрайбер). Первым же делом он поручает отделу расследований "Spotlight", что переводится как "В центре внимания" или "Прожектор", заняться католической церковью: дело в том, что газета уже 10 лет как обладает уликами, подтверждающими насилие над детьми со стороны священников штата Массачусетс. Однако, как и многие организации очень лояльного к церкви города, не спешит проливать свет на неудобную правду. Барон – новый человек в городе и к тому же не католик, а еврей – та самая швабра, которая метет по-новому и делает это удивительно спокойно, без ударов кулаком по столу и лишних эмоций.

Вскоре команда из шести журналистов и редакторов выясняет, что гладко стелющий юрист, ведущий дела жертв (счет которых идет на сотни), улаживал все дела в частном порядке и выплачивал жалобщикам компенсацию от церкви, не забывая и про свою долю. Другой адвокат собирает доказательства и готовится озвучить их на открытом заседании суда. По его словам, есть документы, свидетельствующие о том, что руководство церкви знает о проблеме. Но эти документы юридически опечатаны, и команде журналистов надо найти путь, чтобы заполучить их официально. Дело усложняется дополнительно терактами 11 сентября 2001 года: все прочие сюжеты уходят на второй план, а высшие духовные лица взывают с экранов к смелости и спокойствию.

Обыденная сенсационность и равнодушие

Сенсационность материала про священников-педофилов и шокирующий размах бедствия в этом фильме выглядят на удивление обыденно. На сложные моральные вопросы у его создателей нет легких ответов. Два юриста, с которыми общаются газетчики, тоже очень показательны – сначала они четко делятся на "хорошего" и "плохого". Но потом выясняется, что адвокат жертв, решавший вопросы вне суда, делал это не потому, что его клиенты соглашались принять выплаты, а потому, что в судебном порядке они получили бы сумму гораздо меньшую.

Не раз поднимается и вопрос, как быть адвокату, когда ему приходится представлять интересы нечистых на руку людей. Однако отвечать на него предстоит журналистам. Их команда работает не над громким делом о коррупции или круговой поруке, сулящей неприятности всем, кто прикоснется к материалам: ни с какими угрозами в фильме журналисты в принципе не сталкиваются. Но их поражает другое: молчание вокруг проблемы, в существование которой общественность и поверить не могла, достигалась прозаичными методами – обменом репликами на благотворительном вечере, рукопожатием во время игры в гольф, неодобрительной мимикой или выразительным взглядом. Это не заговор, а скорее, невидимое невооружённым взглядом массовое психологическое расстройство: "Если ребенка растят всей деревней, то и для того, чтобы его обидеть, нужна целая деревня", подводит итог один из персонажей фильма.



Есть определенный смысл и нерв в том, что именно такой, не отличающийся ни яркостью, ни яростью фильм был назван киноакадемиками лучшим фильмом года. Вся команда журналистов бостонской газеты, послужившая прототипами для героев фильма (среди них и Бен Брэдли-мл., сын журналиста, который в свое время раскрутил Уотергейтский скандал и стал героем фильма "Вся президентская рать" о силе печатного слова), до сих пор в деле – и хочется надеяться, что про героев их расследования нельзя сказать тоже самое. Несмотря на то, что события, о которых идет речь в фильме, происходили до засилья интернета, труд этих людей по привлечению внимания общества к самым нелицеприятным вопросам понемногу перетек из ежедневных печатных изданий в другие средства массовой информации, причем по всему миру: это и социальные сети и блоги, и документальные фильмы по реальным событиям, и художественные картины с внушительным актерским составом, как эта.

Марк Руффало, исполнивший роль самого пылкого репортера, куда больше известен зрителям по ролям в супергеройских фильмам по комиксам. Майкл Китон был номинирован в прошлом году на "Оскар" за полную самоиронии роль актера в фильме "Бёрдмэн", прославившегося ролью супергероя и терзающегося этим грузом. А "В центре внимания" аккуратно намекает, что супергеройству есть место и на рабочем месте в офисе – и для него совершенно не надо переоблачаться в обтягивающие трико или обладать сверхъестественными способностями: надо просто делать свою работу, только и всего.