ПРАВО.ru
Сюжеты
18 апреля 2016, 19:00

Мифы IT-технологий: когда они помогают, а когда – вредят

Мифы IT-технологий: когда они помогают, а когда – вредят

Стартапы в сфере Legal IT – новых цифровых технологий в сфере юриспруденции – появляются чуть ли не каждый день. Зачем практикующим юристам технологические решения, в чем их главная функция и почему юридической фирме не всегда нужны новейшие разработки? На эти вопросы ответил один из ведущих американских юристов, исследователь современных юридических технологий.

По оценке аналитической компании “Research and Markets”, к 2017 году сектор юридических технологий выйдет на уровень 815 миллиардов долларов по объему рынка. Инвесторы и предприниматели готовы вкладываться в индустрию. Пока что лучшим годом для инвестиций стал 2013, когда индустрия юридических технологий получила более 150 миллионов долларов, пишет TechCrunch. В 2014 году фонды чуть меньше поддерживали стартапы в этой сфере, но они все равно устойчиво продолжают развиваться.

С точки зрения экспертов рынка IT, расцвет юридических технологий в том числе связан с тем, что рынок правовых услуг уменьшается, а конкуренция среди юристов растет. Как пишет TechCrunch, юристы не самые опытные маркетологи, поэтому в условиях постоянно растущей конкуренции они пытаются использовать как можно больше инновационных технологий в работе, чтобы повысить свой статус. Кроме того, частным фирмам и частным адвокатам юридические технологии помогают контролировать расходы и срезать траты.

Например, компания Avvo, получившая 132 миллиона венчурных инвестиций, предоставляет возможность выбрать юриста из общей базы, а затем присвоить ему пользовательский рейтинг. Linkilaw „сводит" вместе клиентов и юристов.

Приложение Clio призвано помочь юристам тратить время эффективнее и принимать более взвешенные решения. Lex Machina и Ravel Law используют судьи и студенты-юристы, чтобы изучать массивы дел. Впрочем, по мнению практикующих юристов, пока что ждать, что приложение из аппстора разберется со сложным делом о разводе вместо адвоката, не стоит.

Джефф Беннион, юрист из Сан-Диего с собственной частной практикой, написал колонку для онлайн-издания Above the Law, в которой утверждает, что среди юристов бытуют три основных мифа о технологиях в сфере права.

Миф первый: не все инновации применимы в каждой отрасли права.

Если вы занимаетесь недвижимостью, ваша контора устроена совершенно не так, как у защитника, которого назначает государство. К примеру, говорит Беннион, при подаче исков о причинении вреда жизни или здоровью вам вряд ли нужно специальное ПО, чтобы хранить данные о клиенте на случай повторного обращения. "Я очень надеюсь, что такого клиента мне не придется представлять дважды".

Это означает, что среди всего, что сейчас предлагает рынок Legal IT, необходимо выбирать то программное обеспечение и те приложения, которые будут работать эффективнее в той области, которой занимается непосредственно ваша юридическая фирма.  И это совсем не обязательно будет очень дорогое приложение.

По словам автора колонки, создатели еще одного стартапа, юридической платформы MyCase, как-то порекомендовали ему Sharepoint от Microsoft, систему для совместной работы в интранете и проектного менеджмента. Он использует Sharepoint постоянно и считает, что это один из самых недооцененных продуктов в области юридических технологий. Подписка на Sharepoint стоит около 3 долларов в месяц.

Миф второй: не нужно гнаться за всеми новыми технологиями сразу.

Идея состоит в том, что если этого не делать, ваша юридическая фирма будет плестись в хвосте и вы будете терять клиентов пачками.

Как утверждает автор колонки, он встречал именитых юристов, которые до сих пор распечатывают все свои дела на бумаге, а технологические новинки в этой области считают полнейшей чепухой. Тем не менее, по его версии на данный момент основная функция юридических технологий — это сэкономить время. «Если у вас в разгаре судебный процесс и вам нужно найти что-то определенное в сотнях стенограмм свидетельских показаний, вы либо потратите несколько дней, либо сможете сократить это время до 10 минут с помощью нужного ПО. Во время процесса лишнего времени у вас не будет». Беннион подчеркивает, что любая технология может использоваться только как инструмент, но не сделает юриста лучше. Юридической технологии-наставника пока что не существует.

Миф третий: технологические новинки нужны только кому-то конкретному.

Например, крупным юридическим конторам. Или маленьким частным фирмам. Или только судебным юристам. Или вообще, только если вы юрист определенного года рождения и ростом 180 см.

"У нас есть IT-департамент, который принимает все решения по этой части. А новые технологии — это для мелких контор, где юристы больше участвуют в процессе", – цитирует Беннион свои разговоры с юристами из крупнейших фирм. В мелких конторах, по его словам, чаще всего говорят об отсутствии бюджетов на подобное баловство, и "это все для больших юридических фирм".

В то же время юристы, сопровождающие сделки, часто считают, что все правовые технологии – это к судебникам, а судебные адвокаты говорят, что это все нужно, конечно же, тем, кто сопровождает сделки.

Тем не менее, считает Джефф Беннион, для каждой сферы права можно найти юридическую технологию, которая может значительно облегчить практику и увеличить ее эффективность. Ну или можно просто немного подождать – вдруг в следующем году появится идеальное технологическое решение именно для вашей юридической конторы.