ПРАВО.ru
Сюжеты
1 сентября 2016, 14:02

Своя кожа Фемиды дороже: сериал "Однажды ночью" ставит под вопрос правомерность судопроизводства

Своя кожа Фемиды дороже: сериал "Однажды ночью" ставит под вопрос правомерность судопроизводства
Сериал «Однажды ночью» Источник: HBO.com

В понедельник завершился 1-й сезон сериала канала HBO "Однажды ночью" про несправедливо обвиненного студента из Нью-Йорка. Телешоу вызвало небывалый успех среди зрителей и критиков. Его создатели уже поговаривают о съемках второго сезона. Тем временем, Право.ru пытается выяснить, что же это было с правовой точки зрения, – и без спойлеров здесь, увы, никак не обойтись.

Философ Василий Розанов в свое время ужасался тому, что человек нашел слово для такого неизведанного явления, как смерть. Ведь название само по себе служит определением, а как можно определить неведомое? Так и создатели сериала канала HBO “Однажды ночью” на протяжении восьми серий с убедительностью, упоением и расстановкой ужасаются тому, что люди называют "правовая система".

Оригинальный британский сериал, который послужил источником для канала HBO, эту проблему ставил ребром. Уже в его названии “Уголовное правосудие”, казалось бы, не допускающим разночтений, после просмотра явно виделся подтекст, что само судопроизводство криминально по своей сути.

Ричард Прайс и Стив Зейлиан, создатели “Однажды ночью”, поднимают этот тезис на недосягаемый уровень в полном соответствии с новыми стандартами телепроизводства – через детально прописанный сценарий и выпуклый в своей мрачности визуальный ряд. Употребить все восемь серий за один присест не получится, и совершенно правильно, что медленное вращение правовых шестеренок выдавалось зрителем по порции в неделю: такой материал не охватить и не осознать наскоком, как оно и положено по-настоящему запутанному судебному делу.

Агнец в волчьей шкуре
 

Саму формулу, по которой сделан сериал, новой назвать никак нельзя. Сюжет о невинном агнце, отданном на заклание суду присяжных, только в этом году заставил ходить ходуном всю телеаудиторию США – в форме сермяжного документального телеромана “Создавая убийцу” (см. "Без вины виноватый: как документальный сериал «Создавая убийцу» встряхнул Америку"). В художественном придуманном The Night Of ягненок по имени Назир Хан (Риз Ахмед) сконструирован гораздо тоньше – студент-отличник, мусульманин, коренной американец, примерный сын. Его вина вроде бы лишь в том, что он оказался не в том месте не в то время не в том состоянии и не с тем человеком. В итоге Назир оказывается за решеткой по обвинению в убийстве, и светит ему пожизненное. А потертый жизнью нью-йоркский адвокат Джек Стоун (Джон Туртурро) нутром, с расстояния, чует несправедливость ситуации и берется защищать бедного парня – несмотря на тот факт, что у Стоуна нет должной квалификации, а у семьи Наза – денег на оплату его услуг.

Схожее прозрение испытывают при столкновении с Назиром почти все представители судебно-правовой системы – бывалый прокурор, наивная сотрудница престижного адвокатского бюро, тертый калач-детектив, защитница высокого профиля и даже вор в законе в нью-йоркском СИЗО: все они видят в Назире и его ситуации что-то, что должно всколыхнуть их давно забытые идеалы и мысли о справедливости, благодаря которым они, скорее всего, когда-то и пошли в профессию. Многие из этих героев (описанию быта которых посвящено немало хронометражных минут) пытаются помочь не столько Назиру, а сколько самим себе – вернуться назад во времени и сбросить с себя ороговевшую и почерствевшую со временем кожу.

Адвокат-неудачник Джек Стоун (Джон Тортурро) берется за дело Назира Хана не только ради денег. Источник: HBO.com

Метаморфозы героев
 

На протяжении более восьми часов все персонажи (которых в сериале более дюжины, и выделять среди них основных как-то рука не поднимается, в чем есть своя несправедливость) успевают претерпеть разного рода метаморфозы. Но все-таки за главным превращением зритель следит наиболее внимательно: Назир, добропорядочный студент, оказавшийся в кошмарных застенках модернового кафкианского замка, матереет не по дням, а по часам. Вот он, который недавно с блеском в глазах твердо заявлял, что не убивал, бреется налысо, набивает наколки, доносит на сокамерников и делает все, чтобы выжить. И когда его твердое «Я этого не делал» сменяется в зале суда на глазах у присяжных и судьи нетвердым «я-не-знаю», маятник зрительской симпатии к этому парню, так расположившему к себе, изрядно качается в другую сторону.

С этого момента становится неважно, узнаем ли мы имя настоящего убийцы девушки, получит ли представляющий этническое меньшинство Назир справедливое разбирательство, какой вердикт вынесет жюри и многие другие интриги и мифы о слепой справедливости, закрученные сериалом в крепкий, солидный клубок. Мистерия уже заложена уже в недосказанности самого оригинальном названии сериала, the Night of – ночь чего именно?

Болезнь как метафора

Одна из этих интриг заключается в том, излечится ли Джек Стоун от своего кожного недуга и перестанет ли почесывать палками через сандалии саднящие от зуда ступни в публичных местах – именно этот затянутый сюжетный ход раздражал очень многих зрителей, но именно в нем заключается разгадка магии «Однажды ночью».

История про экзему героя Джона Туртурро метафорична: псориаз, витилиго и близкие им кожные заболевания остаются до сих пор одной из самых неизведанных территорий для медицины. Самый известный псориатик в истории, Уинстон Черчилль, пообещал воздвигнуть золотой памятник на Трафальгарской площади врачу, который сумел бы его исцелить от непрерывного зуда. Прошло полвека, но кандидата для скульптуры так и не нашлось.

Такая область, в которой даже ученый передвигается на ощупь, есть в каждой науке – любой доктор математических наук знает о сферах алгебры, где законы и формулы перестают работать. «Однажды ночью» художественно обрисовывает точно такую же область в сфере судебно-правовой – ту "серую зону", где на улики и факты уже нельзя опираться с уверенностью.

Сериал канала HBO не без изьянов – сложно поверить утверждению его создателей, что адвокат-неудачник, берущий за рутинную защиту наркоманов и проституток пару сотен баксов, вхож в любой полицейский участок и находится в доверительно-информаторских отношениях почти со всеми слугами закона. Или в образ юриста высокого профиля, которая берется за дело только ради того, чтобы покрасоваться перед камерами, – героиня прописана настолько однобоко, что выделяется этим из сонма многогранных персонажей.

Однако главное достоинство "Однажды ночью" вовсе не в скрупулезном описании вращения жерновов правовой системы, а в том самом едва различимом "я-не-знаю", после которого прозаические декорации зала суда трансформируются в антураж визита к неведомому Минотавру. Если знание – сила, то незнание – это настоящее откровение. Много ли мы знаем судебных драм, способных на такое заявление?

Источник: kinopoisk.ru