ПРАВО.ru
Сюжеты
15 марта 2012, 20:43

Слово прокурора стало делом суда - Алексей Козлов получил запрошенные обвинением 5 лет

Слово прокурора стало делом суда - Алексей Козлов получил запрошенные обвинением 5 лет
Шаплова Евгения | «Право.Ru»

Сегодня судья Пресненского районного суда г. Москвы Татьяна Васюченко огласила приговор по делу бизнесмена Алексея Козлова, признанного виновным в мошенническом хищении 33,4% акций ОАО "Искож" у виргинского оффшора "Вендорт Трэйдс", а также в легализации похищенного. Суд согласился с просьбой прокурора Дмитрия Дядюры и назначил Козлову наказание в виде 5 лет лишения свободы. По ранее отмененному приговору за те же преступления Козлов уже провел более 3 лет в местах заключения, теперь ему предстоит отбыть 1 год и 10 месяцев в колонии общего режима. Алексей Козлов был взят под стражу в зале суда.

В Пресненском районном суде Москвы подведен итог резонансного процесса по делу бизнесмена Алексея Козлова, который подробно освещался на "Право.Ru" (все публикации по теме доступны здесь, также смотрите наш фоторепортаж "На оглашение приговора предприниматель Алексей Козлов прибыл "с вещами"). Согласно версии обвинения, в 2007 году Козлов, войдя в сговор со своим подчиненным Александром Кореневским, а также с гендиректором оффшора "Вендорт Трэйдс" Эдуардом Самойловым, осуществил мошенническое хищение у "Вендорта" 33,4% акций ОАО "Искож" стоимостью около 254 млн рублей (впрочем, суд в итоге оценил эти акции в 9 раз дешевле — в 28 млн рублей). Также Козлов, по мнению гособвинителей, осуществил попытку легализации незаконно приобретенного имущества, договорившись о его продаже "Балтийской лизинговой компании" (эта компания не ведет реальных операций, имена ее бенефициаров неизвестны). Сделка не состоялась "по причинам, не зависящим от подсудимого".

По версии стороны защиты, уголовное преследование Алексея Козлова незаконно инициировал его бывший деловой партнер, тогда — сенатор от Чувашии Владимир Слуцкер. Козлов был официальным помощником Слуцкера в Совете Федерации, а также гендиректором компании "Юнион Девелопмент", в которой ему принадлежало 10%, а Слуцкеру – 90% долей. На базе "Искожа" партнеры намеревались реализовать девелоперский проект (заводу принадлежит право долгосрочной аренды на участок земли на западе Москвы), инвестируя в него сообща. Однако Слуцкер, по словам Козлова, вносить свои деньги отказался, и Козлов решил продолжить проект самостоятельно.

Нужно отметить, что в своем приговоре Козлову судья Татьяна Васюченко обошла вниманием показания свидетелей о роли Слуцкера в деле Козлова. В частности, в приговоре не были упомянуты показания швейцарского адвоката Джека Джонса в той части, где он говорил о принадлежности потерпевшей компании "Вендорт" Владимиру Слуцкеру. Также не попали в решение суда показания свидетеля Артема Дымского, управляющего партнера адвокатского бюро "АЛМ-Фельдманс", который заявил, что Слуцкер в 2008 году лично сообщил ему о том, что "у него уже есть четкие договоренности по судьбе Козлова" и тому дадут 8 лет.

Заметим, что до 2006 года контрольный пакет акций ОАО "Искож" принадлежал "Группе Финвест", долями в которой владели Владимир Слуцкер и Амбарцум Сафарян. В 2006 году эти акции были проданы за 57,3 млн рублей компании "Евростройгрупп", причем Амбарцум Сафарян пытался оспорить эту сделку как незаконную в арбитражных судах, а также подавал соответствующее заявление в правоохранительные органы. Впрочем, желаемого результата Сафарян не добился. По заявлению Владимира Слуцкера против него было возбуждено уголовное дело по обвинению в мошенничестве с акциями. В 2009 году судья Пресненского суда Москвы Татьяна Васюченко приговорила Амбарцума Сафаряна к 6 годам колонии.

Позднее "Евростройгрупп" и ее гендиректор и владелец Денис Кольцов, который, как выяснилось в ходе нынешнего разбирательства, был подставной фигурой и ни за какие операции в реальности не отвечал, продали акции "Искожа" виргинскому оффшору "Вендорт Трэйдс" за 45 млн рублей. При этом "Вендорт", в нарушение условий договора, оплатил лишь треть полученных акций (около 15 млн рублей). Насчет оставшихся неоплаченными акций стороны в январе 2007 года заключили дополнительное соглашение к договору купли-продажи, согласно которому "Вендорт" обязан был оплатить их полную стоимость в течение 30 дней, либо продавец получит право вернуть акции себе в одностороннем порядке за счет покупателя. Однако "Вендорт" так никогда и не расплатился за оставшуюся часть ценных бумаг "Искожа".

В апреле—мае 2007 года "Евростройгрупп" передала права требования на спорный пакет акций "Искожа" (33,4%) специально приобретенной для этого оффшорной фирме "Кромптон Солюшнз Лимитед". Затем гендиректор "Вендорта" Эдуард Самойлов лично поручил депозитарию "Русские фонды" перевести акции "Искожа" со счета депо "Вендорта" на счет депо "Кромптона". После того, как акции "Искожа" перешли на счет "Кромптона", Алексей Козлов выкупил их за 30 млн рублей, в деле имеются соответствующие платежки. Однако судья Васюченко пришла к выводу, что Козлов просто перевел эти деньги из одной подконтрольной ему фирмы в другую, причем сделал это через полгода после сделки, когда против него уже было возбуждено уголовное дело. Судья сочла, что Козлов таким образом пытался уйти от ответственности. Сам подсудимый утверждал, что задержка платежа была предусмотрена условиями его договора с "Кромптоном", который он представил суду.

При этом в ноябре 2011 года решением Лондонского международного арбитражного суда (LCIA) с "Вендорта" были взысканы в пользу "Евростройгрупп" около 30 млн рублей за неоплаченные акции "Искожа" и крупная неустойка. Судья Васюченко в своем приговоре Козлову несколько раз отметила, что решение LCIA дополнительно подтверждает вину Козлова: коль скоро Лондонский суд не признал погашенными обязательства "Вендорта" перед "Евростройгрупп", то сделка с "возвратом" акций незаконна, решила она.

Суд также принял точку зрения обвинения относительно того, что глава "Вендорта" Самойлов не имел полномочий передавать акции "Кромптону", поскольку подал в отставку с поста гендиректора оффшора 1 марта 2007 года. Между тем, изначально представленное следствию "Вендортом" англоязычное заявление об отставке Самойлова от 1 марта не было подписано Самойловым, хотя его русский перевод говорил об обратном. Суд остановился на версии, что здесь была допущена "ошибка перевода", отвергнув версию о намеренном подлоге. Также в приговоре отмечено, что адвокат Владимир Слуцкера Джек Джонс представил суду подлинник этого заявления.

Еще суд вспомнил показания ассистента Джонса Мари-Клод Самуэль о том, что Самойлов, вместе с которым она посещала женевского нотариуса в день его отставки, был "человеком 40—45 лет" (реальному Самойлову было на тот момент 32 года). Судья Васюченко нашла показания Самуэль в этой части неточными, поскольку "они основаны на визуальном восприятии, и с тех пор прошло около пяти лет".

В остальном приговор Козлову построен по следующей схеме: в нем подробно изложены показания свидетелей обвинения, за исключением деталей, противоречащих выводам относительно виновности Козлова, а затем кратко пересказаны показания свидетелей защиты, также без анализа моментов, не укладывающихся в версию обвинения. Все приложенные к делу документы — многочисленные договоры, доверенности, уставы фирм, платежные поручения и так далее перечислены в приговоре в одном ряду. Далее следует лаконичный вывод о том, что все эти документы "в совокупности полностью подтверждают виновность подсудимого". Версию событий, предложенную стороной защиты, равно как и показания Козлова, суд расценил как "направленные на то, чтобы избежать наказания". Они полностью опровергаются представленными по делу доказательствами, объявила судья Васюченко, не вдаваясь в детали.

В итоге суд признал Козлова виновным по всем вменяемым обвинениям и приговорил к 4-м годам лишения свободы за мошенничество, то есть хищение, совершенное организованной группой по предварительному сговору, в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), а также к 3-м годам за покушение на легализацию незаконно полученного имущества с использованием служебного положения (п. "б" ч. 2 ст. 174.1 УК РФ через ч. 3 ст. 30 УК РФ). В силу частичного сложения сроков итоговое наказание составит 5 лет колонии общего режима (из них Козлов уже отсидел 3 года и 2 месяца). При этом суд, вопреки просьбам стороны потерпевших, не стал разрешать судьбу доказательств по делу: адвокаты "Вендорта" просили вернуть этой компании похищенные у нее акции.

Приговор был очень эмоционально воспринят некоторыми представителями защиты, а также публикой, большая часть которой оставалась за дверями переполненного зала суда. Защитник Козлова, его супруга Ольга Романова бросила в адрес судьи Васюченко: "Будь ты проклята, сучка!" В холле суда поднялся гул, раздались крики: "Позор!" "Васюченко на нары!" "Свободу!" На многих сторонников Козлова, которых в суде и рядом с ним собралось несколько сотен, приговор произвел шокирующее впечатление, некоторые плакали. Козлова, который явился "с вещами" в большой спортивной сумке, приставы вполне корректно сопроводили к черному ходу и усадили в автобус-автозак.

Адвокат Юрий Костанов заявил журналистам, что воспринимает приговор как абсолютно незаконный. "Могли бы, конечно, дать меньший срок, если бы не эти… выступления", — сказал он, указывая на скандирующую лозунги толпу. При этом Костанов отметил "совершенно беспардонное нарушение закона в части, касающейся легализации" (на протяжении всего процесса Козлова судили по п. "б" ч. 3 ст. 174.1, как значилось в обвинительном заключении 4-летней давности, в то время как этот пункт статьи 174.1 на сегодня упразднен). Костанов сказал, что непременно будет подана кассационная жалоба на приговор, хотя он не питает особых надежд на ее удовлетворение. "В нашем адвокатском сленге о походе в кассацию мы говорим: ну что, получил плевок правосудия? — сообщил адвокат. — У нас в кассации без малого 99% приговоров остаются без изменения, что связано с „палочной“ системой оценки качества работы судей. Есть у тебя отмененные приговоры — это плохо, „стабильность приговоров“ низкая. Нет отмен — хорошо".

Прокурор Дмитрий Дядюра, выйдя к журналистам в окружении двойного кольца полицейских и приставов, выразил удовлетворение приговором и вспомнил избитую фразу о том, что "вор должен сидеть в тюрьме". Отметим, что прокуроры Дядюра и Стрекалова выслушали приговор спокойно и сосредоточенно.

В свою очередь, адвокаты потерпевших Сергей Денисов и Роман Булысов, которых пресса практически обошла вниманием, сообщили, что итог процесса, на их взгляд, вполне закономерен. "По-человечески нам жалко Козлова, — сказал адвокат Денисов, — однако сторона защиты пожинает то, что посеяла. Козлов в этом процессе больше доверился как защитнику своей жене, а не профессионалу Костанову. Романова же подмяла адвоката Костанова под свои амбиции, а надо было сделать наоборот. И все равно: суд сделал правильные выводы, так как представленные доказательства были против Козлова".

Адвокат Роман Булысов сообщил, что представляемая им компания "Вендорт" в этом процессе "добивалась справедливости, а также осветления российского рынка". По его словам, из-за действий Козлова завод "Искож" пришел в упадок — если раньше в него "шли инвестиции", то теперь его используют исключительно "чтобы выжимать деньги с аренды". Булысов говорит, что не знает, кто на сегодня контролирует "Искож" и компанию "Карнавон Лимитед", на которую были переведены спорные 33,4% акций завода. В то же время, известно, что акции "Искожа" на сегодня не существуют — они были конвертированы в акции общества "Бригантина", к которому "Искож" был присоединен в 2010 году.

Напомним, что в марте 2009 года Пресненский суд приговорил Алексея Козлова к 8 годам колонии за хищение акций "Искожа" и попытку легализации похищенного имущества. В сентябре 2011 г. Верховный Суд РФ отменил этот приговор и все последующие решения судов по нему, отправив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. На время разбирательства Козлов был отпущен из мест лишения свободы под подписку о невыезде, к тому времени он провел в заключении более трех лет.