ПРАВО.ru
Сюжеты
18 января 2013, 22:03

13 лучших фильмов на тему права

13 лучших фильмов на тему права
Фото с сайта vmirepozitiva.ru

Редакция "Право.Ru" решила выявить лучшие фильмы в истории кинематографа, так или иначе затрагивающие правовую тематику. Для этого мы воспользовались рейтингом сайта IMDB.com (Internet Movie Database), содержащего информацию о приблизительно 2,4 млн фильмах. Каждому из них пользователи (IMDB посещают 100 млн человек в месяц) имеют возможность выставить оценку по 10-балльной системе, формируя таким образом народный рейтинг.

Мы выбрали лучшие по этому критерию фильмы, отмеченные тематическим тегом "Law", то есть "право" или "закон", применив дополнительный фильтр "не менее 1000 оценок", чтобы исключить малоизвестные картины, имеющие незначительное число голосов. Кроме того, ради чистоты эксперимента были выброшены документальные фильмы, сериалы и короткометражные работы – смешение жанров и форм, на наш взгляд, не будет способствовать объективности результатов.

Из 13 наиболее высоко оцененных фильмов семь были сняты в период с 1957 по 1966 год, причем среди них пять – американского производства (еще по одному представляют Великобританию и Францию). Единственным режиссером, фигурирующим в списке дважды, оказался американец Стенли Крамер с картинами "Нюрнбергский процесс" и "Пожнешь бурю". Российские и советские фильмы в топ-13 не попали. Самое высокое место – 35-ое – среди картин, касающихся темы права, занимает фильм Никиты Михалкова "Урга: территория любви" – история про жителя Внутренней Монголии, который из-за закона, запрещающего иметь более трех детей, едет в город за средствами контрацепции.

"12 разгневанных мужчин" (12 Angry Men), 1957, режиссер Сидни Люмет. Рейтинг IMDB: 8,9/10

Это классика, возведенная в степень – судебный фильм par excellence, созданный в строгом соответствии с "тремя единствами" классической драмы: действия, места и времени. Более того, в нем нет ни женщин, ни даже имен (почти). Картина осталась без "Оскаров" лишь потому, что в 1957 году у нее был слишком сильный соперник: "Мост через реку Квай" (The Bridge on the River Kwai), многими признаваемый "фильмом всех времен и народов".

Главным героем "12 разгневанных мужчин", безусловно, следует назвать "обоснованное сомнение" (reasonable doubt), одно из ключевых понятий англо-саксонской судебной традиции. В соответствии с геройским статусом и с помощью верных друзей, в первую очередь, присяжного №8 (его играл Генри Фонда), "обоснованное сомнение" после долгой борьбы спасает жизнь невинного. Все действие происходит в одном месте и в одном времени: 93 минуты из 96 снято в комнате совещания присяжных, без каких-либо прыжков в будущее и ретроспекций.

"Обычные подозреваемые" (The Usual Suspects) 1995, режиссер Брайан Сингер. Рейтинг IMDB: 8,7/10

Фильм снят совсем в другую эпоху. В основе сюжета лежит расследование запутанных событий, связанных с массовым убийством на корабле, организованным легендарным криминальным гением по имени Кайзер Созе, таинственным и беспримерно жестоким.

Это грустная история об охотнике, обманутом умной добычей, не случайно именно главный злодей произносит одну из самых знаменитых фраз фильма – "величайший трюк дьявола состоял в том, чтобы убедить мир, будто его не существует". Агент ФБР Джек Баер ведет расследование, но на деле оказывается ведомым. Он лишь видит в тумане смутные очертания событий и людей, а его "проводник", Роджер Кинт – по внешности мелкий мошенник, – исчезает в последний момент, когда туман рассеивается, и оказывается совсем не тем, кем его считали окружающие.

"Печать зла" (Touch Of Evil) 1958, режиссер Орсон Уэллс. Рейтинг IMDB: 8,3/10

С точки зрения сюжета Орсон Уэллс рассказывает классическую детективную историю, с убийствами, полицейскими-преступниками и честным полицейским, случайно оказавшимся на месте преступления. В соответствии с законами жанра, главные злодеи погибают, а честный полицейский и его спасенная жена отправляются дальше по своим делам.

Но главная тема фильма обозначена названием, не вполне удачно переведенным. Touch of Evil – это, скорее, прикосновение, "щепотка" зла, даже закваска, превращающая жаждущих истины добропорядочных людей в преступников. Капитана полиции она заставляет подкладывать улики, чтобы осудить виновных, которые иначе могли бы уйти от правосудия, борца с наркотиками превращает, по сути, в агрессивного vigilante, избивающего людей.

"Нюрнбергский процесс" (Judgement At Nuremberg) 1961, режиссер Стенли Крамер. Рейтинг IMDB: 8,3/10

Фильм посвящен одному из т.н. малых Нюрнбергских процессов – по делу немецких судей, чьи решения привели к гибели множества невинных людей. Это один из первых художественных фильмов, в котором были использованы документальные кадры о нацистских концлагерях.

Весь фильм – это один, но очень большой и очень важный вопрос, а именно: может ли судья с чистой совестью просто соблюдать законы, каковы бы они ни были? И хотя материалом для фильма послужили процессы по делам высокопоставленных деятелей нацистской эпохи, проблемы, поставленные фильмом, всегда будут важным напоминанием – судья, служитель закона, может поддержать заведомо неправосудные решения, остаться пассивным, когда нужно защищать закон, закрыть глаза на последствия своих решений.

"Анатомия убийства" (Anatomy Of A Murder) 1959, режиссер Отто Премингер. Рейтинг IMDB: 8,1/10

"Пожалуй, самое чистое воплощение жанра "судебных фильмов" из когда-либо снятых", – сказал об этой картине американский профессор юриспруденции Майкл Азимов. Фильм снят по одноименной повести, основанной, в свою очередь, на реальном процессе и написанной адвокатом, участвовавшим в этом процессе.

Здесь, конечно, интереснее всего наблюдать за тканью судебного процесса – тонкой игрой на законах в их взаимосвязи, апелляции к эмоциям присяжных и свидетелей, наконец, работой адвоката как защитника обвиняемого, а не защитника истины и правосудия. Конец фильма особенно ярко иллюстрирует этот последний тезис.

"Пожнешь бурю" (Inherit The Wind) 1960, режиссер Стенли Крамер. Рейтинг IMDB: 8,1/10

Память об "обезьяньем процессе" 1925 г. укоренилась в американской культуре, в основном благодаря пьесе "Пожнешь бурю" и четырем снятым по пьесе фильмам. Школьного учителя Джона Скоупса осудили за преподавание теории эволюции, потому что это противоречило одному из законов штата Теннесси. Американцы 1920-х годов видели в процессе в первую очередь религиозный диспут, противостояние модернистов и традиционалистов.

Самая знаменитая экранизация, вышедшая в 1960 году, была задумана главным образом как ответ маккартизму. "Мы использовали преподавание теории эволюции как притчу, метафору для контроля над умами в любом виде, – говорил Лоуренс, один из сценаристов. – Речь не о борьбе науки и религии. Речь о праве думать". В последних кадрах фильма сторонник эволюции сперва выбирает между Библией и трудом Дарвина, а затем уходит, держа в руках обе книги.

"Человек на все времена" (A Man For All Seasons) 1966, режиссер Фред Циннеманн. Рейтинг IMDB: 8,0/10

Томас Мор стал одним из образцов успешного и глубокого человека, поставившего свои принципы и веру выше своей жизни; таким до него стал Томас Беккет. Его трагическая история давно привлекала внимание авторов – первая пьеса о Море, появившаяся спустя полвека после его казни, изображала Мора как мудрого и честного государственного деятеля.

Фильм рассматривает последний период жизни Томаса Мора с точки зрения противоборства законности и тирании. Мор, бывший в сане епископа, имел репутацию блестящего администратора, дипломата и законника и пользовался доверием короля. Но когда Генрих VIII дал ему поручение, незаконное с церковной точки зрения, короля ждало разочарование; Мор даже не собирался исполнять его поручение, хотя и избегал возражать открыто – пока было возможно. История Томаса Беккета повторилась.

"Три цвета: красный" (Trois Couleurs: Rouge) 1994, режиссер Кшиштоф Кесьлевский. Рейтинг IMDB: 8,0/10

Эта часть знаменитой кинотрилогии "Синий. Белый. Красный" заканчивается так же, как и другие две – слезами одного из протагонистов. Основная тема его: fraternité, братство, из девиза Великой французской революции. Одновременно этот фильм считается анти-романтическим (два других фильма – анти-трагедией и анти-комедией, соответственно).

Один из главных героев – судья, и фильм с его помощью рассматривает философские вопросы: как человек действует в обществе, как взаимосвязаны, влияют друг на друга и порой противоречат друг другу закон, этика и социально приемлемое поведение. И, кстати, в последних кадрах фильма плачет именно судья.

"Персеполис" (Persepolis) 2007, режиссеры Маржан Сатрапи, Венсан Паронно. Рейтинг IMDB: 8,0/10

Мультфильм, с которым борются правительства и который обсуждают послы, уже из-за одного этого заслуживает внимания. Это рассказ, отчасти автобиографический, иранской эмигрантки о своей полной приключений молодости.

Злые языки скажут, что можно усмотреть разного рода параллели между событиями фильма и современной российской ситуацией, поскольку Иран конца 1970-х – начала 1980-х дает к этому основания. Главная героиня, Маржи, выросла в семье с давними традициями борьбы за свободу, поэтому тема сопротивления насилию со стороны государства и власти вообще проходит красной нитью через фильм.

"Горбун из Нотр-Дама" (The Hunchback Of Notre Dame) 1939, режиссер Уиллиам Дитерле. Рейтинг IMDB: 7,9/10

Классическая драма Виктора Гюго была экранизирована несчетное число раз, начиная с 1911 года. В версии 1939 года, которую некоторые поклонники считают лучшей экранизацией, сюжет и некоторые персонажи значительно отличаются от оригинала.

Именно поэтому она нас и интересует – в ней настоятель собора Фролло превратился в судью. Учитывая, что линия любви Фролло к Эсмеральде и его борьбы с более удачливыми соперниками в значительной степени движет этот сюжет, в фильме есть на что и нам посмотреть.

"Карманник" (Pickpocket) 1959, режиссер Робер Брессон. Рейтинг IMDB: 7,9/10

Отчасти этот фильм о любви. О любви к веселой жизни, о любви к женщине. И о любви к воровству и карьере профессионального карманника.

На протяжении всего фильма главный герой находится в тех или иных взаимоотношениях со своей "профессией". То пытается избавиться от нее, то берет курсы щипаческого мастерства. Параллельно идет линия инспектора полиции, который должен его ловить, что он периодически и делает с разной степенью успеха. Собственно, фильм практически начинается с задержания Мишеля.

"Объездчик Морант" ("Breaker" Morant) 1980, режиссер Брюс Бересфорд. Рейтинг IMDB: 7,9/10

В конце II Англо-Бурской войны военный суд решает судьбу трех офицеров, в их числе главного героя, обвиняемых в убийствах пленных буров и миссионера, ставшего невольным свидетелем. В дело замешана и политика – англичане хотят доказать, что судят, невзирая на лица.

Вопросы, обсуждаемые в этом фильме, важны сегодня так же, как были важны 100 и 200 лет назад: при каких обстоятельствах можно судить солдата действующей армии за убийство? Насколько следует принимать во внимание естественное "озверение" воюющих и окружающие солдата страх, злобу, кровь и смерть? Наконец, может ли судить солдата тот, кто не испытал на себе, что такое война?

"Свой человек" (The Insider) 1999, режиссер Майкл Манн. Рейтинг IMDB: 7,9/10

В этой истории разоблачения заговора больших табачных компаний изменены лишь два имени, все остальное – правда, насколько художественный фильм может рассказывать правду.

И это очень американская история – о сложных взаимозависимостях разных уровней власти, разных частей правоохранительной и судебной систем и большого бизнеса, о том, как можно играть законами, наконец, какую роль в этом играют медиа и, главное, люди, со своими жадностью, страхами и стремлением к правде.