ПРАВО.ru
Сюжеты
23 мая 2013, 16:44

Правила жизни Александра Голиченкова

Правила жизни Александра Голиченкова
Фото с сайта www.rg.ru

В апреле этого года в атмосфере жесткой конкуренции проходили выборы декана юридического факультета МГУ. Попытку "дворцового переворота" предприняли шесть кафедр. Они хотели видеть административную власть у представителя более молодого поколения профессора Дмитрия Малешина. Однако остальные 10 кафедр на Ученом совете факультета "присягнули на верность" Александру Голиченкову, возглавляющему вуз с 2003 года. 

Внутрифакультативные предвыборные дебаты разгорелись по принципу "сам такой": Голиченкову припомнили сомнительное с правовой точки зрения участие юрфака в создании МЦ МГУ в Женеве, который на 87,5% принадлежит брату мужа старшей дочери декана. В свою очередь, главный кандидат упрекнул коллег в пренебрежении обязанностями и обещал в будущем заключать более "эффективные контракты" с сотрудниками.

Ожидаемую точку в выборе главы старейшего юридического факультета страны не смог поставить и Ученый совет МГУ под руководством ректора Виктора Садовничего. Полномочия Голиченкова в связи с тем, что ни он, ни его соперник не набрали нужного для победы числа голосов, продлено до следующего, осеннего заседания совета. Тем не менее сенсацией стал сам вектор распределения предпочтений членов совета: действующий декан технически набрал меньше голосов, чем Малешин.

Отзвуки апрельских выборов декана докатились до суда: Голиченкову не понравился контекст заметки РБК Daily "У МГУ нашли "родственников" в Швейцарии" о законности участия юрфака в создании женевского "филиала", и он требует сатисфакции — опровержения неправильно, на его взгляд, расставленных в публикации акцентов и компенсации морального вреда. В связи с этим "Право.Ru" обратилось к высказываниям Голиченкова о том, что у него никогда "не было особого желания стать деканом", но в свое время он был избран потому, что оказался в нужное время в нужном месте, и почему уйти с поста — для него значило бы сдать "недоделанный продукт".

О качествах, которыми должен обладать декан, и парадоксальности практики управления вузом

Честно говоря, я никогда не предполагал, что меня изберут деканом. Да и желания особого никогда не было. Но, как я понимаю, на определенном этапе потребовался человек в определенном месте, с определенными характеристиками, с определенными функциональными способностями — организационными, хозяйственными, лидерскими. июнь 2004, журнал "Юридический мир"

Меня всегда интересовала парадоксальность практики управления высшими учебными заведениями. С одной стороны, сложилась привычная и психологически достаточно комфортная система, когда все вузовские руководители, как правило, профессора, доктора наук, люди с научным именем, педагогическим авторитетом. Но с другой стороны, возникает вопрос: все ли они умеют управлять и все ли "командиры" в вузе должны быть учеными? июнь 2004, журнал "Юридический мир"

О достижениях юрфака за 10 лет… 

Многие из результатов работы характеризуются термином "впервые" и "уникальный". Мы первыми среди юридических вузов разработали и стали реализовывать собственные [образовательные] стандарты, а не заниматься по федеральным. апрель 2013, "Право.Ru"

… и причине недостатков  

Они [недостатки] отражены в ежегодных годовых докладах. Это связано с состоянием нашего коллектива. Мне очень неприятно то, что происходит и в каких формах. И в этом я чувствую часть своей вины. апрель 2013, "Право.Ru"  

Оставлять все как есть больше нельзя. У всех есть только права, но никто не знает обязанностей, нет возможности спросить [с преподавателей факультета] по истечении контракта. апрель 2013, "Право.Ru"

О мотивах решения переизбираться на третий срок

Уйти сейчас – значит, сдать недоделанный продукт. Проекты обозначены, закончена разработка технических заданий. Под них существуют личные договоренности, они связаны с поиском и предоставлением средств. Подчеркиваю, это личные договоренности, а не договоренности с факультетом. апрель 2013, "Право.Ru" 

Восемь лет назад мы инициировали и все эти годы курируем строительство нового корпуса юридического факультета. Это чуть ли не единственный корпус МГУ, строительство которого полностью финансируется из федерального бюджета, а не по инвестконтракту, когда инвестор приносит деньги и что-то взамен получает. Строится он тяжело: кризис отразился, свои тоже нелегко заработанные внебюджетные деньги вкладываем. Желание — дожить до момента, когда люди туда переедут и начнут работать и учиться на современной базе. Это будет прорыв для факультета и, учитывая его роль, для юридического образования в стране в целом. ноябрь 2012, "Российская газета" 

Новый корпус – не конец многолетней работы, а начало реализации специального плана развития факультета. В его основе – четыре амбициозных проекта: "Электронный университет" <…>, "Ситуационный центр правовых инициатив", "Криминалистический центр", "Социальная среда". Последний – весьма интересен. Он предполагает системный подход к становлению в процессе обучения личности юриста, формированию его гражданской позиции, отношения к университету, его традициям, закону, государству, обществу, гражданам. Тот, кто вышел из стен юрфака, должен знать, что смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления определяют права и свободы человека и гражданина, именно их должно обеспечивать правосудие. апрель 2013, MsuNews.Ru

О Международном центре МГУ им. Ломоносова в Женеве

Дважды была сделана дополнительная эмиссия, и мы определялись с этим вопросом на ученом совете факультета, будем выкупать или нет. Заключение давал Евгений Суханов. Мы тогда решили, что у нас нет коммерческого интереса в этой программе, а есть интерес образовательный. апрель 2013, "Право.Ru" 

О реформе юридического образования

К сожалению, добиваясь реформы юридического образования, мы допустили очень большую ошибку. В процессе дискуссии всех приучили к тезису, что у нас плохое юридическое образование. Причем в конце этого утверждения поставили точку, тем самым как бы подписавшись, что оно плохое в каждом вузе. А это неверно. декабрь 2009, "Российская газета" 

У нас юристов хороших мало, у нас много лиц, имеющих бумагу о, якобы, высшем юридическом образовании. февраль 2011, "Эхо Москвы" 

Неоправданно велико количество вузов, готовящих юристов (зачастую – якобы готовящих). Сейчас их примерно 1200. Для них для всех попросту квалифицированных преподавателей не хватает. Тут истоки проблемы качества юридического образования. Каждый организм, в том числе и социальный, старается воспроизвести самого себя. Лучшие вузы делают это на высоком уровне, худшие – на том, на котором могут. Тут появляется еще одна проблема – качества подготовки юридических научных и педагогических кадров, научных юридических исследований. Есть и тема ведомственных вузов: нельзя "зацикливать" вузовскую подготовку кадров для той или иной отрасли только в вузах этой отрасли. Так ведь и до "ведомственной гемофилии" недалеко. апрель 2013, "Российская газета"

К сожалению, востребованность так называемого плохого образования имеет под собой и объективные причины. Например, абитуриент, может быть, никогда не пошел бы в плохой вуз, но у того есть возможность дать отсрочку от армии на период обучения. И родители отдают туда детей, платят деньги и получают диплом о якобы "высшем образовании", с которым работу по специальности не получишь. ноябрь 2012, "Российская газета" 

Что бы я изменил еще [в юридическом образовании]? <…> Пункт первый: в разы поднял бы зарплату и пенсии профессорам, обеспечив на этой основе достойный переход на посильную нагрузку и на отдых ветеранов. А следовательно, приток молодежи. Пункт второй: помог бы тем ведущим вузам, кто начал строительство (модернизацию) учебных корпусов, завершить их. Пункт третий: позаботился бы о том, чтобы в юридические вузы поступали взрослые и мотивированные на юридическую профессию люди, а не преимущественно несовершеннолетние дети. Пункт четвертый: уж коли в юристы идут дети, то нужно серьезно заниматься их воспитанием. декабрь 2009, "Российская газета" 

О подготовке интегрированных магистров, принципе бесплатности образования и госзаказе на юридические кадры

Идя по пути интеграции [образования], нельзя потерять те национальные достижения в юридической науке и образовании, которые у нас имеются. Многие мои коллеги считают, что ту классическую систему по подготовке юристов, которую мы имеем, разрушать не надо. Она вполне может быть вписана в трехступенчатую систему — бакалавр, специалист, магистр — путем определенных изменений, связанных с программами и с организационно-финансовым обеспечением обучения. июнь 2004, журнал "Юридический мир" 

Была б моя воля, я бы никогда не перешел на двухступенчатую систему. Все-таки мы неплохо готовили по специалитету. В отличие от всех других вузов, мы нашли выход из этой ситуации и сделали стандарт интегрированного магистра. Обучение – шестилетнее. Предусмотрены специальные профили. Это своеобразный компромисс, попытка не потерять часы по специализации из-за внедрения системы "бакалавр-магистр". Каждый студент движется по своей образовательной траектории, выбирает те дисциплины, которые ему нужны в соответствии с профилем. Такой подход предполагает современное обеспечение, например, в рамках проекта "электронного университета", включая электронное расписание групп, которые, кроме как на данном занятии, нигде больше не соберутся, а также учебно-методические электронные комплексы, которые включают в себя программы интерактивного обучения. апрель 2013, "Росссийская газета"

Меня волнует достаточно невнятное закрепление [в проекте закона "О образовании"] принципа бесплатности образования. Люди, открывая закон, должны понимать, что никто на бесплатность образования не посягает. Это должно быть первично, если хотите, провозглашено в преамбуле, то есть в самом начале закона, чтобы было понятно, куда он устремлен, ну в принципах-то точно! Во-вторых, меня не устраивает, что в числе "субъектов образовательной деятельности" государство, его органы исполнительной власти отсутствуют. Это означает переход из сферы публично-правового регулирования, где имеется вертикаль власти и подчинения, в сферу гражданско-правового, частно-правового регулирования, где основа — договор.<…>  Но каковы приоритеты: сначала содействие развитию рынка образовательных услуг и лишь в третью очередь — бесплатности образования! март 2011, Российская газета" 

На мой взгляд, бесплатного образования в природе нет и быть не может вообще. Есть просто разные источники его оплаты — бюджет, сам обучающийся, иные. Судя по всему, доля первых будет уменьшаться, а вторых — возрастать. июнь 2004, журнал "Юридический мир"

Ситуация сегодня складывается странная: госучреждение учит ребят на государственные деньги, а они потом идут работать в коммерческие структуры. Невозможно приказать выпускнику идти на госслужбу, даже если в этом есть большая потребность. Мы пытаемся сдвинуть с мертвой точки схему госзаказов, когда между вузом, заинтересованным ведомством и студентом подписывается трехсторонний договор о подготовке кадров. апрель 2008, "Российская газета"

О законотворчестве

Право — очень национальное явление. Любые предложения об изменениях не должны рассматриваться в отрыве от истории и традиций нашей страны, уровня культуры людей. ноябрь 2012, "Российская газета" 

Любой закон – это как бы отклик на то, что происходит в жизни. Для того, чтобы сказать, плох закон или хорош, надо понять, для чего он пишется. февраль 2011, "Эхо Москвы".  

Одна из сложившихся сегодня де-факто законотворческих моделей подразумевает простую вещь: есть политическая установка, есть органы, которые ее обязаны выполнить, и они, надо отдать им должное, успешно делают это, несмотря ни на что. март 2011, "Российская газета" 

О правовой культуре граждан и национальном менталитете

Правовое государство это еще и уровень правовой культуры наших сограждан. Сегодня он не просто низкий, он удручает. Например, ведущий телепередачи долго рассказывает о заготовке березового сока: как и когда это нужно делать. И только в конце спрашивает эксперта, а можно ли это делать юридически, без специального разрешения. Оказывается, нет. Так с этого нужно начинать. июнь 2004, журнал "Юридический мир" 

Сейчас, наверное, лишь безразличный человек не задает себе вопрос: что происходит вокруг? Почему возможно возбуждение уголовного дела ни о чем и ни про что? Почему решить вопрос с чиновником зачастую можно, только если заплатил деньги? Начинать формирование правовой культуры в вузе поздновато. Начинать нужно в школе. Я твердо уверен, что если праву там не учат – это первый шаг в никуда. Человек, который не знает своих прав, а также своих и чужих обязанностей – благодатный объект злоупотреблений. апрель 2013, "Российская газета"

… Желание изменить чего-то, ничего не делая – это вообще такое, одна из национальных идей. февраль 2011, "Эхо Москвы" 

О судах и судьях

Если внимательно посмотреть вокруг себя по жизни, то я, наверное, мог бы привести не один пример, когда суды при рассмотрении того или иного дела занимают достаточно странную позицию. И почти всегда не в пользу подсудимого. Иногда даже складывается ощущение, что существует некий альянс, действуют сложившиеся, привычные схемы, когда судьям проще поддержать позицию следствия, а не обвиняемого. ноябрь 2012, "Росийская газета" 

Судьям надо платить столько, чтобы они могли спокойно, по рыночным ценам, купить себе дом или квартиру. Назначение должно быть таким по процедуре, чтобы соответствующая закону позиция судьи в процессе не могла впоследствии никем использоваться в упрек при его переназначении. Знаю случай, когда судью упрекали в том, что он выносил частные определения в адрес прокуратуры. А это не его право даже, это его обязанность, если он видит нарушение. ноябрь 2012, "Российская газета" 

О перспективах перехода к судебному следствию

Конечно, судебное следствие — это, наверное, идеал. Что может быть лучше, чем следствие беспристрастного суда? И с этой точки зрения перенос центра тяжести на суды вроде бы совершенно очевиден. Но как это будет выглядеть в России, с точностью сказать не могу. ноябрь 2012, "Российская газета"

О себе 

Я поступил на факультет [юрфак МГУ] с четвертого раза, а потом во время учебы не имел ни одной четверки. Читал лекции, начиная почти с первого дня работы на факультете, а доцента получил только через девять лет (мои друзья-коллеги "ввели" для меня должность, не предусмотренную штатным расписанием — "ведущий ассистент"). А потом почти сразу — через три года стал доктором наук, профессором. июнь 2004, журнал "Юридический мир"

Почему выбрал профессию юриста? Скорее всего, решающую роль сыграли некоторые черты характера — предрасположенность к изначальной упорядоченности жизни и обостренное чувство справедливости. И то и другое с правом связано очень тесно. июнь 2004, журнал "Юридический мир"

Я был именным стипендиатом, получал стипендию имени А.С. Грибоедова, мог выбирать любую кафедру. Сработал юношеский максимализм: добиться максимального результата. Казалось, что традиционные отрасли права уже освоены, научные школы во главе с известными учеными созданы — нет простора. А экологическое право было тогда полем непаханым. Решил, что будет интересно. декабрь 2009, "Российская газета" 

О присуждении премии "Юрист года-2012"

Мне особенно приятно, что эта высшая юридическая премия присуждена не за какое-то эпохальное достижение или открытие, а за повседневную, зачастую рутинную работу в сфере юридического образования и просвещения в качестве декана факультета. ноябрь 2012, "Российская газета"

О занятиях в свободные часы и любви к природе

Отдаю долги общения близким людям. Тем, на кого за делами да случаями много лет у меня времени не хватало. декабрь 2009 "Российская газета"

Вот уже девять лет живу в обычной российской деревне. В доме, рубленном из "кругляка"<…>. Специализация по экологическому праву сказывается, наверное. А свидетельствует ли это о любви к природе, решать не мне. декабрь 2009 "Российская газета" 

Собираю головные уборы разных стран и народов: шапки, кепи, шляпы… Даже не знаю, пристало ли такое хобби декану, то есть, по Сеньке ли шапка? июль 2004, журнал "Юридический мир"