ПРАВО.ru
Опросы
24 августа 2015, 19:03

Что изменится после легализации в России овербукинга?

Что изменится после легализации в России овербукинга?
Фото с сайта pro.tonkosti.ru
Российские авиакомпании смогут продавать большее количество билетов, чем мест в самолете. Таково предложение Минтранса. Но остаются вопросы о компенсациях и тех, кого с рейса снимать нельзя. Пока идея проходит обсуждение, "Право.Ru"предлагает читателям поразмышлять о том, к чему приведет легализация овербукинга, который негласно существует, но пока вне закона.

Минтранс предлагает легализовать в России популярный за рубежом овербукинг·– продажу авиакомпанией большего числа билетов, чем пассажиров может вместиться в самолет. Сторонники инициативы, перевозчики уверяют, что не все пассажиры являются на рейс, а потому риск не улететь вовремя невелик. В июне Минтранс обнародовал проект изменений в Воздушный кодекс РФ. По нему договор воздушной перевозки авиакомпания вправе изменить по собственной инициативе "при отмене, объединении рейса, указанного в билете, с другим рейсом перевозчика, замене типа воздушного судна, изменении маршрута перевозки, невозможности предоставить пассажиру место на рейсе, указанном в билете". В этом случае авиакомпания обязана будет предложить пассажиру альтернативный рейс до пункта назначения и компенсацию, а если его этот вариант не устроит·– вернуть деньги за билет и выдать компенсацию.

Размер последней, вероятно, будет фиксированным. В начале июля стало известно о том, что Минтранс желает определять размер компенсации в зависимости от того, на сколько задержался вылет пассажира-жертвы овербукинга. "Известия" рассказывали о том, что выплата пассажиру, ожидавшему вылет дополнительные два-шесть часов, составит 12·000·руб., те, чей вылет из-за овербукинга задержится на шесть-двенадцать часов, будет положено 18·000·руб., если ожидание составит 12-24 часов, то 21·000·руб., а за задержку более суток·– 28·000·руб. Эти тарифы, уточняло издание, сопоставимы с международной практикой: в Канаде максимальная компенсация для пострадавших от овербукинга составляет $800, в Европе ее размер привязан к расстоянию между пунктами назначения от €250 (до 1500 км), €400 (1500-3500км), до €600 (свыше 3500 км). В свою очередь в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предлагали рассчитывать компенсации пассажирам исходя из тарифа на перевозку или дальности перелета.

Кроме того, чиновики не исключали, что могут создать и перечень тех, кому авиакомпания отказать в перевозке ни в коем случае не сможет. В него могут попасть инвалиды и их сопровождающие, пенсионеры, беременные и родители с детьми до 18 лет, писали "Известия". Также чиновники были готовы заступиться и за тех, кто направляется на лечение и похороны, но как выявлять таких граждан·– не уточняли, как и не говорили о том, обязана ли будет авиакомпания искать среди пассажиров "добровольцев", готовых улететь позже за компенсацию.

Часть перевозчиков идею Минтранса поддерживает. По словам главы АЭВТ Владимира Тасуна, за это высказывается "Аэрофлот", "Уральские авиалинии", "ЮТэйр" и "Сибирь" (S7). В "Трансаэро" против легализации овербукинга, так как это может нарушить планы пассажиров·– в стране не так много маршрутов, по которым полеты осуществляются очень часто, а потому задержка вылета может достигать нескольких дней.

На следующей неделе Общественная палата РФ в рамках "нулевых" чтений обсудит законопроект Минтранса о легализации овербукинга. А сейчас "Право.Ru" предлагает своим читателям поучаствовать в новом опросе "Что изменится после легализации в России овербукинга?"

Если вы считаете, что легализация явления, которое сейчас и так существует, но не в рамках правового поля, пойдет на пользу и авиакомпаниям, и пассажирам, то ваш ответ первый ("Будет легализована существующая практика, появятся правила, а пассажиры смогут рассчитывать на компенсации"). Вы полагаете, что идеи Минтранса несправедливы по отношению к пассажирам, которые, приобретя билет, имеют право улететь в оговоренное в нем время? Тогда ваш ответ номер два ("Покупка авиабилета превратится в узаконенную "рулетку"·– попадешь или нет на рейс"). В случае, если вы считаете, что новеллы никак не повлияют на взаимоотношения пассажир-авиакомпания, то ваш ответ третий ("Ничего не изменится"). Полагаете, что авиакомпании будут стараться сэкономить на возвратах билетов и сохранить лояльность обеспеченных пассажиров? Тогда ваш ответ четвертый ("Обладателям дешевых билетов придется несладко·– их чаще всего будут снимать с рейсов").